Автор этого проекта – знаменитый советский авиаконструктор Олег Антонов, под руководством которого, в частности, были созданы несколько десятков видов транспортных, пассажирских и многоцелевых самолётов класса Ан. В отличие от них, действующих и по сей день, «летающий танк А-40 («Крылья танка»)» смог осуществить лишь единственный полёт.
Зачем его начали делать
В биографической книге Василия Захарченко «Олег Антонов» описывается, как проходила работа над этим необычным проектом. В начале войны КБ Антонова эвакуировали в Тюмень. На тот момент конструктор уже занимался проектированием семиместного грузового планера А-7 для доставки грузов партизанским отрядам. Как отмечал Василий Захарченко, за годы Великой Отечественной в Западной Сибири под руководством Олега Антонова были созданы десятки таких доставщиков десанта, оружия, боеприпасов и продовольствия, они действовали даже за границей СССР, в частности сбрасывали грузы югославским партизанам.
В Тюмени Антонов начал работать над проектом летающего танка, который мог бы доставляться за линию фронта тяжёлым самолётом. Из Горького в Тюмень был доставлен разработанный в августе 1941 года конструктором Николаем Астровым шеститонный танк Т-60 (их в войну выпускали на ГАЗе).
Согласно проекту, летательная конструкция с Т-60 – она называлась А-40 (КТ) – представляла собой комбинированный планер, фюзеляжем которого служил танковый корпус, а ходовая часть должна была выполнять роль шасси. Буксировку А-40 планировалось осуществлять при помощи советских тяжёлых бомбардировщиков ТБ-3 или ДБ-3Ф, летающие танки намеревались перебрасывать за линию фронта как десант, а также для вооружения партизан.
Как шла работа над проектом
В материале журнала «Вокруг света» сообщается, что над созданием летающего танка Олег Антонов начал работать в конце первого года Великой Отечественной войны. Проект был готов за 2 недели, и к лету следующего года планерный тюменский завод уже выпустил опытный образец «Крыльев танка».
Размах крыльев планера – 18 метров, длина летательного аппарата составляла немногим более 12 метров. Танк управлялся тросами, подведёнными к месту, занимаемому в бронемашине механиком-водителем. Для облегчения полётного веса танк освободили от вооружения, боекомплекта, фар, крыльев и почти от всего горючего. В итоге вес танка-планера потянул на 7,8 тонны.
Первый и последний полёт
В книге «Олег Антонов» со слов самого конструктора и механика-водителя «Крыльев танка» Сергея Анохина автор описывает испытательный полёт А-40 в начале сентября 1942 года на подмосковном аэродроме в Раменском. Анохин вспоминал, что при креплении планера к ТБ-3 он через специальные зеркала видел, как натягиваются крепёжные стальные тросы, танкист выровнял многотонную, подвешенную к бомбардировщику махину уже после того, как её подняли в воздух, чтобы не было крена. Управление А-40 в полёте было нормальным.
По воспоминаниям Антонова, танк оторвался от земли даже раньше ТБ под управлением пилота Петра Еремеева – Анохин своевременно опустил закрылки. Бомбардировщик с подвешенным танком сделал круг над аэродромом и... пропал. Как потом выяснилось, у ТБ-3 перегрелись моторы, и Еремеев по радиосвязи приказал Анохину «отцепляться». Спланировал танкист-пилот на аэродром Быково удачно, без ЧП, и в планерном «оперении» начал движение к КП.
Обслуга аэродрома начала занимать боевые позиции, зенитчики также приготовились к бою: они ничего не знали об испытаниях сверхсекретного оружия и не ожидали подобного десанта. Бомбардировщик возвратился на исходный аэродром, пилот Петр Еремеев доложил о случившимся. Вскоре А-40 пригнали своим ходом с аэродрома Быково.
Неразрешимой осталась проблема транспортировки такого летающего танка: тяжёлых бомбардировщиков в Великую Отечественную войну не хватало, а испытания с ТБ-3 продемонстрировали, что этот самолёт транспортировать «Крылья танка», тем более на дальние дистанции, не способен. Поэтому проект дальнейшего развития не получил.
Примечательно, что впоследствии, уже после войны, в 1950-х годах, транспортировать танки по воздуху и сбрасывать их на парашютах в СССР всё же удалось, и снова благодаря конструкторской мысли Олега Антонова – на его военно-транспортный Ан-8 был установлен мощнейший турбовинтовой двигатель АИ-20, позволявший самолёту выдерживать сверхтяжёлые грузы в виде бронетехники. Затем ОКБ Антонова для этих целей разработало и другие, более совершенные транспортники.