Во время Великой Отечественной войны многие представители казачества стали коллаборационистами и выступили на стороне немцев. Кто-то из них остался верен традиционной экипировке, а кто-то не чурался использовать немецкое снаряжение. Более того, некоторые формирования переняли даже символику немецких частей. Например, казачий полк «Юнгшульц» на своем флаге использовал т.н. «Адамову голову» — череп с костями, который во второй мировой носили представители дивизии «Мертвая голова» — танкового соединения СС. Как и почему казаки-коллаборационисты могли использовать единый символ с войсками, которые в рейхе считались «белой костью»?
Казачий полк под руководством немецкого подполковника Юнгшульца был сформирован летом 1942 года – в составе подразделений кавалерийского генерала Эберхарда фон Макензена. Поначалу Юнгшульцу доверили только два эскадрона, состоявших целиком из немцев. Но подполковнику, видимо, удалось проявить себя с лучшей стороны – и ему доверили более сложное и почетное задание: командовать не только немцами, но и русскими предателями.
Казакам в составе нового формирования поставили задачу прикрывать 1-ю танковую армию Вермахта в боях на участке «Ачикулак-Буденновск», что в Ставрополье. Но сперва, до сентября, они обеспечивали безопасность немцев в калмыцких степях.
По состоянию на 25 декабря 1942 года подразделение Юнгшульца насчитывало 1530 человек и имело на вооружении 56 ручных и станковых пулеметов, 6 минометов, 42 противотанковых ружья, а также значительное количество винтовок и автоматов. Казачьим полк назывался с изрядной натяжкой: лишь половина личного состава была из кубанских казаков, вторую же половину составляли немецкие кавалеристы.
В начале января 1943 года полк соединился с частями 4-й танковой армии – на тот момент под командованием генерала Германа Гота, а в дальнейшем вошел в подчинение к 454-й охранной дивизии и был переброшен в тыл группы армий «Дон» – под начало Эриха фон Манштейна.
Полку Юнгшульца удавалось проводить более или менее удачные операции против советской кавалерии. Правда, развить успех как следует не удалось — нацистское руководство в определенный момент решило, что кавалерия нужнее для поддержания стабильности на Балканах. Возможно, переломный момент в войне, обозначившийся на юге, поставил под необоснованную угрозу конные части Третьего Рейха. На рубеже 1943-1944 годов произошли серьезные кадровые перестановки, коснувшиеся в том числе казачьих подразделений Вермахта. Юнгшульца на его посту сменил подполковник резерва Леман и с середины января 1944 года полк стал дислоцироваться в Хорватии. О дальнейшей его судьбе ничего не известно.
Куда интереснее, впрочем, не боевые действия, а эмблема полка Юнгшульца. В качестве нарукавного знака и кокарды использовался устрашающий символ — череп и скрещенные кости, или так называемая «Адамова голова». Образ, скорее всего, взяли неспроста, но с оккультно-религиозной нагрузкой.
У пиратов «мертвая голова» получила название «Веселого Роджера». Дело в том, что в XII веке жил такой выдающийся король – Роджер II Сицилийский. Ему довелось прославиться серией блестящих побед – как на море, так и на суше. С тех пор за «морскими волками» закрепилась данная символика. Но вообще-то череп и кости морские разбойники ставили на свои флаги лишь на протяжении XVII-XVIII столетий.
С середины XVIII века череп и кости приобретают статус эмблемы в европейских «ударных» боевых формированиях, которые лучше прочих способны «вычищать» неприятельские соединения. Англичане, французы, финны, венгры, немцы, итальянцы, австрийцы – все они сразу же восприняли устрашающий образ на ура. Но, тем не менее, новую армейскую «моду» заложил король прусский Фридрих II Великий: в его войсках гусарские части носили нашивки с «Адамовой головой». А ведь известно, что гусары считались боевой элитой.
В России данный символ впервые появился в 1812 году в конном полку Петербургского ополчения, который громил Великую Армию настолько бодро, что полк этот прозвали «смертоносным». Позднее «мертвая голова» использовалась в Гражданской войне, причем как со стороны белых, так и со стороны красных. Но чаще все же со стороны белых: мистическая и культовая направленность была ближе противникам красного движения.
В XX столетии этот символ особенно полюбился немцам и итальянцам. И снова «награждали» им только лучших из лучших. Либо тех, на кого возлагалась серьезная и ответственная задача.
В ходе Ноябрьской революции в Германии в 1918 году нашивки с черепами и перекрещенными костями носили бойцы добровольческих отрядов, призванных одолеть красных бунтовщиков. И в это же время «мертвая голова» стала неофициальной эмблемой итальянских ардити – самых отважных солдат. Правда, в 1943 году, уже после государственного переворота, решили воспользоваться пораженческой символикой в виде черепа, держащего в зубах розу. Такой череп вовсе не выглядел устрашающим.
Что же касается полка Юнгшульца, то вероятно символическая «причастность» к элите Третьего рейха объяснялось тем, что в 1942 году и эсэсовцы, и казаки-коллаборационисты воевали в составе 4-й танковой армии вермахта. Просто так уж вышло, что действия данного боевого объединения утонули в безвестности. Для «Адамовой головы» у Красной Армии отыскались собственные противовесы.