06/07/23

Абнауаю: судьба «снежной женщины», которую поймали в Абхазии

В 1860-х годах XIX века в лесистых горах Абхазии охотился неизвестный князь, который неоднократно наблюдал огромное существо, напоминающее человека с дикими волосами или двуногую обезьяну. Жители Абхазии без сомнений уверены, что в горных ущельях обитает чудовище по имени Абнауаю. Князь осознал, что перед ним находится уникальное создание и приказал его поймать. Охотники выполнили приказ, используя оригинальный метод - они бросили на поляне пропахшие штаны. Абнауаю проявил интерес, вышел на запах и начал играть с тряпкой. В этот момент его поймали, но оказалось, что это была женщина. Князь подарил эту необычную пленницу своему другу, а затем она попала к помещику Генабе в селение Тхина, где ее назвали Заной.

Зана была очень высокой - два метра, и обладала большой силой. Ее тело было покрыто густой шерстью бурого цвета, а волосы на голове были черными. На лице у нее также росли волосы, но в меньшем количестве. Нижняя часть лица выдавалась вперед, похожая на обезьянью. Старожилы Тхины описывали ее огромную грудь, крупные зубы, длинные ноги с большими ступнями. Зана могла раздвигать пальцы на ногах очень широко, а ее кожа была черного цвета.

В начале своего пленения Зана вела себя очень буйно и ее пришлось поместить в специальную клетку из толстых бревен. Позже она привыкла и стала слушаться своего хозяина, брать еду. Тогда ее перевели в жилище из плетеных прутьев, где Зана выкопала себе яму и спала там. Когда она полностью привыкла к своему новому месту жительства, Генаба позволял ей гулять вокруг селения и купаться в горной реке, что ей очень нравилось. Зана не научилась говорить, но выполняла простые задания, переносила тяжести и слушалась только своего хозяина. Жители селения боялись ее, но не все. Зана стала матерью не менее пяти раз, и ее детей забирали у нее, когда они выросли и стали обычными людьми. Старожилы рассказывали о четырех детях Заны - двух дочерях и двух сыновьях. Судьба старших детей неизвестна, но ее младший сын Хвит прожил всю жизнь в селении Тхина и умер в советское время. После него остались его дети, включая дочь по имени Раиса.

Криптозоолог Борис Поршнев, посетивший Абхазию в 60-х годах, заинтересовался этой удивительной историей. Он беседовал со старожилами, особенно с теми, кто знал Хвита, и даже нашел человека, который видел саму Зану в детстве. После этого историей "снежной женщины" из Абхазии занялся историк и директор Международного центра гоминологии Игорь Бурцев. Он пытался найти останки Заны, проводил раскопки на кладбище Тхины, но нашел только могилу младшего сына. Череп Хвита был доставлен в Москву. Бурцев также общался с внучкой Заны, Раисой Хвитовной, которая работала на почте. Он заметил негроидные черты в ее внешности, но в целом ничего необычного не обнаружил.

Существуют разные версии относительно Заны - некоторые считают ее умственно отсталой негритянкой. Эта версия не так уж невероятна, как может показаться. Дело в том, что в Абхазии издавна живет небольшая этническая группа абхазских негров. Одни выводят их происхождение еще со времен античности, мол, обосновались здесь когда-то выходцы из Эфиопии, другие говорят, что в XIX столетии какой-то из местных помещиков приобрел себе рабов на плантации цитрусовых. Как бы то ни было, неграми в Абхазии никого особенно не удивишь. Зана была чернокожей, и ее потомки имели негроидные черты. Что же до волосатости, то писатель Фазиль Искандер, который тоже занимался этой историей, предполагает, что старожилы приписали Зане такой облик, чтобы порадовать исследователей, которым ну очень хотелось отыскать в Абхазии «снежного человека». Бурцев в свое время передал фрагменты черепа Хвита профессору Оксфордского университета Брайану Саксу для генетического анализа. В 2015 году Сакс опубликовал результаты экспертизы. Зана, по его словам, была «стопроцентной африканкой». При этом он указывал, что матушка Хвита не имела генетического сходства ни с одной из ныне живущих африканских групп.

Зана – реликтовый гоминид, возможно, неандерталка. Эта версия маловероятна хотя бы потому, что неандертальцы, в соответствии с современными исследованиями, были отнюдь не так примитивны, как описывают Зану. Можно предположить, что она относилась к какому-то другому виду реликтовых гоминидов, эта версия особенно любима сторонниками существования йети. Однако, сделать какие-либо выводы на основании одних только описаний совершенно невозможно. Антрополог Станислав Дробышевский говорит по этому поводу: «… ни в одно научное учреждение не поступило никаких вещественных доказательств её существования ... Есть только рассказы. Череп потомка я видел на фотографии, ничего принципиально необычного в нём нет. Череп как череп. Фотографии потомков Заны тоже не отличаются какой-то экзотичностью. Думается, гибрид с реликтовым гоминидом должен выглядеть куда как более специфически. Очень бы хотелось, чтобы Зана и впрямь оказалась снежным человеком, но пока доказательств тому нет».