Адреналиновое привыкание: почему солдаты могут спать под обстрелом

Военные, участвовавшие в реальных боевых конфликтах, обладают психикой, серьезно отличающейся от душевного устройства обычных людей. Такие изменения связаны с адреналиновым привыканием. Как оно влияет на солдат?

Возникновение адреналинового привыкания

Адреналин синтезируется в надпочечниках и участвует в ответе нервной системы человека на стресс. Отечественные ученые из Казанского института биохимии и биофизики объясняют, что этот гормон не только мгновенно активизирует работу мозга и усиливает физическую выносливость, он участвует в механизме передачи сигналов от нервов к мышцам и заставляет их сокращаться с удвоенной силой. Когда возникает стрессовая ситуация, головной мозг дает команду гипофизу, тот отправляет сигнал в надпочечники, и в течении нескольких секунд в кровь поступает адреналин, пульс учащается, сердце начинает биться сильнее. Любое активное военное действие; атака, ближний бой, перестрелка и т.д., вызывает у солдата стресс и соответственно выработку адреналина. Чем длительнее военнослужащий находится в боевой ситуации, тем чаще у него вырабатывается подобный гормон и очень быстро развивается адреналиновое привыкание. Но такое состояние в итоге приводит к нарушению работы нервной системы.

Адреналиновое состояние — как наркотик

Оборотная сторона привыкания к постоянному повышенному адреналину в крови заключается в том, что через некоторое время после окончания военного события, которое являлось его катализатором, наступает спад мозговой и физической активности. Человек становится вялым, испытывает нечто похожее на самочувствие в виде «похмелья» и стремится снова ввергнуть себя в «адреналиновое состояние». Военный психолог Алексей Захаров объясняет, что именно поэтому солдаты, побывавшие в «горячих точках», часто остаются в армии на сверхсрочную службу, становятся «контрактниками». Восприятие нормального мира у них меняется и спокойные будни с плавным течением быта им кажутся невыносимыми. Зато постоянное напряжение, связанное с вероятностью боя, в том числе рукопашного, быстрым решением тактических задач, доставляют удовольствие или, по меньшей мере, вызывают чувство удовлетворения. Но чем дольше солдат находится в ситуации постоянного адреналинового напряжения, особенно без продолжительных промежутков отдыха, тем быстрее у него развивается психическая травма. Военный психолог объясняет, что поначалу она выглядит, как привыкание к боевой обстановке: во время активной фазы солдат действует правильно, соответствуя военной ситуации, но в моменты отдыха – спада выработки адреналина в крови, он ведет себя неадекватно, например, может провоцировать сослуживцев на драки или наоборот, у него развивается сильная депрессия, но он неспособен полноценно отдыхать. Именно в таких случаях, когда боец более трех суток находится в постоянном стрессе и у него уже развилось адреналиновое привыкание, ему проще уснуть под обстрелом, чем в обычной тишине. И чем дольше он действует в подобном режиме, тем тяжелее ему возвращаться к нормальной жизни после боевых действий.

Требуется реабилитация

Израиль обладает вооруженными силами, в которых обязательную военную службу по призыву проходят и юноши, и девушки. Все они периодически участвуют в реальных боевых ситуациях и поэтому в стране существует обширная сеть военно-клинических госпиталей для лечения раненых и последующей реабилитации военнослужащих. Помимо прочего в них применяется комплексная диагностика адреналиновой зависимости. Начальник службы среднего медицинского персонала при медицинском управлении ЦАХАЛа, майор Рахель Мейзан, рассказывает, что в обследовании солдат помимо хирурга и терапевта всегда принимает участие клинический психолог, невролог и психиатр. Очень у многих бойцов диагностируется адреналиновая зависимость, и чтобы после демобилизации они могли вернуться к обычной жизни, врачам необходимо провести таким пациентам интенсивный курс психотерапии. Только после комплекса подобных процедур можно быть уверенным, что в мирной жизни бывшие солдаты смогут приспособиться к привычному для всех быту и у них не возникнут в дальнейшем панические атаки, а также другие психические отклонения — последствия адреналинового привыкания.