Он был одним из самых заметных и самых харизматичных военачальников СССР-России в 1980 – начале 2000 годов. Александр Иванович Лебедь принимал участие в ряде миротворческих акций, в урегулировании межнациональных конфликтов, случившихся в разваливающемся Советском Союзе и в новой России – в Чеченской кампании (в 1996 году).
Навыки боевого командира Лебедю пришлось применить дважды – в Афганистане и Приднестровье.
Командировка в Афганистан
Первое же назначение Александра Лебедя войсковым командиром совпало с его командировкой в Афганистан – офицер отправился туда в ноябре 1981 года после очередного рапорта о переводе из Рязанского воздушно-десантного командного училища, которое Лебедь окончил, а потом в нем преподавал. В Афгане А. Лебедь командовал батальоном особого десантного полка. На тот момент в этой стране уже 2 года командиром разведроты ВДВ служил его брат Алексей.
Вверенный Лебедю батальон оказался плохо обученным, имел низкую боеготовность и дисциплину. Лебедь ввел особую систему тренировок для укрепления морального духа десантников и повышения их боевой готовности. Нового командира многие подчиненные офицеры поначалу встретили в штыки. Комбат узнал, что определенная часть офицерского состава батальона издевается над солдатами. Вычислив всех обидчиков, Лебедь быстро навел порядок «и уважать себя заставил» – построив «дурных» офицеров в шеренгу, Александр Иванович приказал соревноваться с ним в боксерских навыках. Никто не устоял в поединке с комбатом – Лебедь «вырубил» всех. С того момента его зауважали, беспрекословное подчинение было обеспечено.
Из опубликованных воспоминаний А. И. Лебедя о его командировке в Афганистан, написанных со слов генерала, явствует, что советскому командованию боевых подразделений постоянно приходилось сталкиваться с проблемами, мешавшими эффективному выполнению возложенных на войска ограниченного контингента обязанностей. Главной из проблем была неприспособленность наших соединений к ведению войны в горных условиях.
Во время проведения одной из боевых операций Лебедя ранило в ногу. Его батальон шел в гору в гнусную погоду – сильная метель затрудняла видимость. Подразделению десантников требовалась поддержка с воздуха, но ее не было, как и разведданных о месторасположении моджахедов. Колонну обстреляли из гранатометов и пулеметов. В результате непродолжительного боя Лебедь получил осколочное ранение в ногу. Рана долго не заживала, и комбата отправили на Большую Землю, досрочно присвоив ему звание майора.
«Если не умеешь летать, давай свет»
В дальнейшем подразделения, которыми командовал Лебедь, принимали участие в миротворческих акциях во взбудораженных межнациональными конфликтами советских республиках – в Грузии (Тбилиси), Азербайджане (Баку). Боевых действий десантники там не вели, но жесткий афганский опыт для наведения порядка Александр Лебедь использовал и будучи миротворцем.
Так, первого секретаря одного из бакинских райкомов партии, не желавшего дать указание подключить электроснабжение к армянскому пригороду, Александр Иванович поставил перед выбором: «или даешь свет, или летишь из окна своего кабинета». Оторопевший от такого обращения чиновник немедленно принял правильное решение.
Отдал команду «жахнуть»
В последний раз Александр Лебедь отдал боевой приказ об обстреле противника в июне 1992 года в Приднестровье, где служил в качестве командующего 14-й армии. Ударами артиллерии были разбиты атакующие Тирасполь молдавские и румынские войска (свыше 2 тысяч погибших с их стороны). При принятии этого решения Лебедю пришлось брать ответственность на себя: высшее командование в самый пиковый момент просто перестало выходить на связь, устранившись от ситуации.
Впрочем, как оказалось, подобные действия Лебедя положили начало мирному урегулированию приднестровского конфликта.
… Последующая деятельность А. И. Лебедя связана с его активным участием в политической жизни. Погиб он при крушении вертолета в 2002 году, будучи главой администрации Красноярского края. Если при оценке военного прошлого Лебедя явных разночтений в суждениях нет, то по поводу его политической и миротворческой деятельности, в частности, участия в подписании печально знаменитого Хасавюртовского соглашения в первой Чеченской войне, высказываются противоречивые мнения.