Официальная причина отправки легенды ВМФ СССР в отставку была «цивильной» и не связанной (во всяком случае, формально) с реальными причинами увольнения Александра Маринеско.
В действительности командование ВМФ СССР клеймило отважного советского подводника с первых же месяцев Великой Отечественной войны, несмотря на его подвиги по уничтожению вражеских кораблей (суммарный тоннаж потопленных подлодками Маринеско за годы войны судов противника – более 42,5 тысячи брутто тонн, его рекорд никем никогда побит не был).
«Пил, разваливал дисциплину»
Судя по биографии Александра Маринеско, исследованием которой, опираясь на десятки архивных документов, детально занимался российский военный историк, кандидат исторических наук Мирослав Морозов, проблемы с начальством у отважного советского подводника начались уже с осени – зимы 1941 года. До конца первого года Великой Отечественной в пяти докладных будущий «подводник № 1» фигурировал как «нарушитель воинской дисциплины» (Маринеско в числе прочих командиров ПЛ был уличен в систематическом пьянстве).
В октябре 1941 года за аморальное поведение Александра Маринеско, командира подлодки М-96, базировавшейся в Финском и Рижском заливах, исключили из партии (потом он восстановился). Мирослав Морозов считал, что Маринеско, несмотря на такое поведение, получал прощение от командования и не лишался званий и должности из-за того, что раскаивался в поступках, обещал исправиться.
… Второй, также задокументированный, период «пьянства» и на этот раз, вдобавок, еще и «связей с финскими женщинами», у Александра Маринеско – январь 1945 года. В начале января этого года перед походом ПЛ С-13 командующий Балтфлолтом Владимир Трибуц принял решение отдать под трибунал командира подлодки за то, что капитан 3-го ранга Маринеско двое суток находился в самовольной отлучке у возлюбленной в финском городе Ханко. Прежде, в конце 1944 года, судя по политдонесениям, он не только пьянствовал и гулял «с финскими женщинами», но и дрался с санврачом плавбазы «Иртыш». Маринеско тогда снова повинился и пообещал «впредь не повторять подобных фактов».
В январско-февральском рейде 1945 года ПЛ С-13 напала на такие крупные немецкие суда как «Вильгельм Густлофф» и «Штойбен». По оценкам современных немецких историков, в результате потопления «Густлоффа» у берегов Польши погибло почти 10 тысяч человек, больше половины из которых были беженцами и ранеными. Немецкий лайнер «Штойбен», торпедированный подлодкой Маринеско 9 февраля 1945 года в Балтийском море, также перевозил в германский Киль в основном раненых и беженцев. В итоге этой атаки погибло свыше 3,6 тысячи пассажиров лайнера. Военный историк Мирослав Морозов утверждал, что в ПЛ С-13 при нанесении удара спутали «Штойбен» с легким германским крейсером «Эмдем».
Именно за «атаку века» на «Густлофф» Маринеско впоследствии стали называть «подводником № 1».
«Списание со счетов»
В своем последнем, шестом по счету, боевом выходе (с апреля по май 1945 года) Александр Маринеско, как говорится в донесении командира бригады подлодок Льва Курникова, при обнаружении судов противника не стремился их атаковать, и в итоге С-13 не справилась со своей боевой задачей. Курников рапортовал командованию, что Маринеско постоянно пьет, как командир он никакой и своей должности не соответствует.
В середине сентября нарком ВМФ СССР Николай Кузнецов своим приказом за проявление халатности, систематическое пьянство, а также за «бытовую распущенность» отстранил Маринеско от командования подлодкой и понизил его в звании. Месяц «подводник № 1» командовал тральщиком, а в ноябре по приказу наркома ВМФ Александр Маринеско был списан «вчистую», уволен в запас («Прекращение трудового договора по соглашению сторон», ст. 44 п. «а» КЗоТ РСФСР 1922 года; этот КЗоТ действовал до начала 70-х годов). В 1960 году по многочисленным ходатайствам министр обороны СССР Родион Малиновский все эти приказы отменил.
… После войны Маринеско три года проработал старпомом в торговом пароходстве, в 1949 году был назначен на должность замдиректора Ленинградского научно-исследовательского института переливания крови. В том же году его уличили в «разбазаривании госсобственности» и отправили на 3 года на Колыму, в поселок Ванино. Внучка легендарного подводника Елена Маринеску (это настоящая фамилия ее деда, отец которого был румын) утверждала, что Александра Маринеско сплавил в тюрьму директор НИИ, которому дед не давал воровать. Через 1,5 года Маринеско освободили за хорошую работу. После этого до своей смерти в 1963 году ветеран войны трудился на одном из ленинградских заводов снабженцем.
Советская общественность неоднократно предпринимала безуспешные попытки обращения к руководству ВС и ВМФ СССР с просьбами присвоить Александру Маринеско за его боевые заслуги звание Героя Советского Союза. На подобное письмо Союза писателей СССР, в частности, был дан ответ, что Маринеско с 1942 года будучи на базах пьянствовал и вел себя непотребно, особенно в последние 2 года ВОВ, на почве злоупотребления «зеленым змием» у него стало не все в порядке с психикой. Приводились сведения о многочисленных наказаниях Маринеско…
И лишь в мае 1990 года Михаил Горбачев, после того как по инициативе «Известий» Александра Маринеско полностью реабилитировали, присвоил своим указом подводнику звание Героя Советского Союза посмертно.