Артист Александр Соловьев по воспоминаниям режиссера Владимира Мотыля был одним из тех немногих актеров, которые при том, что актерская профессия вообще подразумевает огромную зависимость, был абсолютно независимым. В актерской среде это удавалось только еще двум людям – Высоцкому и Олегу Далю. Он рубил с плеча и был совершенно честен со всеми: бездарность называл бездарностью, а посредственность — посредственностью, и это никому не нравилось.
Он хотел смешить людей
Он родился в 1952 году в пригороде далекой Махачкалы, в поселке Сулак в семье сосланных учителей и с детства мечтал стать клоуном – веселить людей. Одна из его одноклассниц в Норильске, куда семья переехала позже, рассказывала, что Соловьев поражал одноклассников энергичностью: «Он зажимал в зубах линейку, вешал на нее треугольник, и все это начинало бешено вертеться!», так что не было ничего удивительного в том, что после выпускного Соловьев поехал покорять Москву и поступил в ГИТИС, на курс известного театрального педагога Андрея Гончарова, удивив приемную комиссию отсутствием носков («Они сушатся!») и талантом. Он поразил Василия Шукшина игрой в дипломном спектакле, но по настоящему пробиться ему долго не удавалось : были эпизодические роли, массовка, работа в детском театре. При этом он удивительным образом выкладывался даже в небольших ролях и играл на полную при полупустом зале.
34 роли и единственный фильм
В кино дела шли лучше: Соловьев снялся в 34 фильмах, самыми запоминающимися его ролями были роли Гришки Отрепьева в «Борисе Годунове», Артамонова в «Следствие ведут знатоки», Иванова в фильме «Гу-Га». узнавать его начали после роли Красавчика в фильме «Зеленый фургон» режиссера Александра Павловского. В 1991 году Соловьев, который всю жизнь понимал, что актерство не вмещает его натуры (он всегда хотел быть соавтором режиссера, а не «глиной» в его руках), снял свой единственный фильм – фанатическую комедию «По Таганке ходят танки». Ему бы снимать и сниматься, но его подвел наследственный порок — алкоголизм.
От рюмки – к бутылке
Личная жизнь у Соловьева всегда была бурной: он женился сначала на сокруснице, затем на актрисе Людмиле Гниловой, буквально отбив ее у мужа, ночуя на лестнице и засыпая цветами, друзья вспоминали, что в центре их маленькой комнаты стояло ведро с цветами, а однажды в безденежье он подарил ей куст шиповника; но алкоголь уже взял его в оборот. В интервью журналу «Караван историй» Гнилова рассказывала, что после «Фургона...» Соловьев и Харатьян могли закатиться в ресторан до утра или уехать к друзьям на дачу; дальше – больше: на съемках фильма «К своим!..» в деревне в каждом дворе было приготовлено для актера угощение, и он «угощался». Настоящие проблемы начались в девяностые, когда нечем стало возвращать ссуду, взятую на съемки «По Таганке ходят танки» – прокат сорвался из-за ГКЧП: у актера начались запои.
Новая жена – новое счастье?
От Людмилы Гниловой Соловьев ушел, но одним не остался, в 1997 году в наркологической клинике в Феодосии встретил актрису Ирину Печерникову, которая лечилась там же; чувства вспыхнули быстро... Знавшие их обоих друзья предрекали скорое несчастье, но они никого не слушали. Гнилова называла новую жену Совловьева «барышней» и рассказывала, что Соловьев часто приходил к ней, иногда невменяемый, а один раз сказал, что его околдовали, и он теперь непременно умрет. Потом рассказал, что они с Ириной венчались, и Гнилова очень расстроилась, ведь их церковный брак расторгнут не был.
Последний вечер Соловьева
В последний раз актера видели 25 декабря 1999 года, – об этом пишет в своей книге «Как уходили кумиры» известный историк Федор Раззаков. Он был один, Ирина уехала за город, а Соловьев пришел на премьеру спектакля в «Русский дом»; он уже был навеселе и когда вышел из зала, многие вздохнули с облегчением. Но он снова появился на банкете после премьеры, пытался добраться до микрофона, что-то сказать, и его вывели из зала. Что с ним было дальше, никто не знает.
Известно, что вечером этого же дня сотрудники милиции из отделения №68 подняли на улице неизвестного пьяного мужчину, который то ли поскользнулся и ударился головой об асфальт, то ли его ударили чем-то тяжелым; выяснять не стали. Документов у неизвестного не было, и его отправили в НИИ Склифосовского, где он пролежал без сознания несколько дней и умер 1 января 2000 года.
Его искали, но было поздно
Печерникова воспоминает, что начала безрезультатно обзванивать морги и больницы лишь 6 января, но найти Александра нигде не могла.
Актера уже собирались похоронить в общей могиле с бродягами, но к счастью, милиционер, закрывая его дело, вспомнил, где видел лицо неизвестного мужчины: «Это же актер!». Начали искать контакты друзей, знакомых, дозвонились до Дмитрия Харартьяна, узнали телефоны жён, начали звонить им.
Не надеясь на «барышню», Гнилова сама поехала в морг, было это уже 21 января. от работников морга она узнала, что Ирина Печерникова уже опознала тело мужа и дала согласие на кремацию. Чтобы убедиться в отсутствии ошибки, Людмила настояла на отпевании бывшего мужа и на обряде убедилась, что это он – «не узнать Сашу было невозможно».[С-BLОСK]
Панихида по актеру прошла 25 января 2000 года в Доме кино, после чего тело Соловьева кремировали. Прах отца забрал один из сыновей Соловьева – Александр Соловьев-младший и захоронил его в колумбарии Ваганьковского кладбища.
Вскоре по Москве поползли слухи, что в смерти актера не все просто: это Ирина Печерникова рассказала, что оперировавший его врач якобы поведал ей, что актер умер от травмы шейных позвонков, нанесенных, возможно, сзади резиновой дубинкой. Ни доказать, ни опровергнуть это после кремации невозможно.
Так ушел из жизни правдивый и прямой человек, с детства мечтавший веселить людей