После Сталинградской битвы, закончившейся в феврале 1943 года, от города на Волге осталась в буквальном смысле груда развалин. Однако благодаря трудовому подвигу сталинградцев, и в первую очередь женщин, за 10 лет место самого кровопролитного сражения Великой Отечественной войны вновь стало пригодным для жизни.
Почин Александры Черкасовой
Ущерб, нанесённый Сталинграду во время войны, оценивался советским правительством в 9 млрд рублей. С августа 1942 года город подвергался массированным бомбардировкам, возникали бесчисленные пожары. Как вспоминали свидетели, местами горел даже асфальт. Из-за дыма жители целыми днями не видели солнца. После изгнания немцев Сталинград представлял собой ужасное зрелище – на площади в 40 километров от зданий остались лишь остовы, засыпанные щебнем. Зияли сотни тысяч воронок от бомб и снарядов.
Инициатором движения за скорейшее восстановление города считается Александра Максимовна Черкасова. В июне 1943 года 31-летняя женщина работала воспитателем в детском саду No38 Дзержинского района, а также была председателем уличного комитета. Вместе с 20 своими коллегами через газету «Сталинградская правда» Черкасова обратилась к сталинградцам, призвав их заняться реконструкцией разрушенных зданий в свободное от работы время. Как водится, на самом деле за инициативой стоял Исполком партии.
Призыв Черкасовой люди искренне поддержали. К ней прислушались не только рабочие, но и домохозяйки, жёны фронтовиков. 17 июня Черкасова и сотрудницы трёх детских садов приступили к восстановлению знаменитого «Дома Павлова». Это место вошло в историю Второй мировой войны как объект, который гитлеровцы безуспешно пытались захватить 58 дней. Женщины работали по два часа в рабочие дни и по четыре часа в выходные.
«Дом принял пригодным»
«Мы закладывали пробоины в доме, штукатурили комнаты, – вспоминала одна из участниц Черкасовского движения Ольга Долгополова. – Материалы для строительства и ремонта носили вручную, даже воду носили на плечах в ведрах с Волги, но работали так увлеченно, с песнями».
Фактически женщины трудились бесплатно – полагавшийся им заработок они перечисляли в фонд восстановления. Сам сержант Яков Павлов, руководивший обороной здания, по окончании работ оставил на стене надпись: «Дом у Черкасовой принял пригодным для жилья».
Черкасовские бригады создавались на каждом предприятии Сталинграда. В 1943 году насчитывалась 821 бригада, с годами их количество выросло. В первый год добровольцы уделяли особое внимание социальным объектам – были возведены пять больниц, 12 детских яслей, 13 школьных здания, детские дома.
«Начали мы с детских домов и садов. Ведь нам, женщинам и матерям, больнее всего было видеть десятки, сотни ребятишек, которых мы находили в землянках, щелях, подвалах, а то и прямо бродящих среди развалин», – рассказывала Черкасова.
Кроме того, уже в 1943 году поднялись из руин 88 жилых домов и были высажены 100 тысяч деревьев. Кроме Сталинграда Черкасовское движение охватило и другие разрушенные города.
Послевоенное возрождение
Полностью реконструировать Сталинград удалось лишь после Победы в Великой Отечественной. В город стали приезжать ударные бригады со всей страны, единовременно в нём работали 30 тысяч строителей. Подсчитано, что уже к 1948 году на возрождение Сталинграда было затрачено 3 млн человеко-часов. В итоге жилой фонд по сравнению с довоенным даже увеличился. К примеру, за пятую пятилетку (с 1951 г. по 1955 г.) было построено 550 тысяч квадратных метров жилплощади.
«На десятки километров раскинулась вдоль реки величественная панорама города, – писали авторы выпущенного в 1956 году фотоальбома «Сталинград». – Уже издалека заметно, как обновился он новыми зданиями жилых домов, школ, институтов, театров, корпусами заводов и фабрик, зеленью садов и скверов, над которыми то тут, то там возвышаются ажурные переплёты башенных кранов – характерная и выразительная черта города новостроек».
Александра Черкасова, сыгравшая столь важную роль в восстановлении, в 1987 году удостоилась звания «Почётного гражданина города-героя Волгограда».