Иван Смирнов — русский ас Первой мировой, на счету которого 11 воздушных побед. Его имя могло бы остаться на страницах военной истории, если бы не Вторая мировая, которая закрутила лётчика в водоворот событий, достойных приключенческого романа. Вынужденная посадка в дикой Австралии, борьба за выживание и тайна пропавших на миллионы алмазов — всё это выпало на долю бывшего царского офицера, служившего голландцам.
Эмигрант в огне новой войны
К 1941 году 44-летний Иван Смирнов, оказавшись в эмиграции, пилотировал лайнеры голландской авиакомпании KLM. После оккупации Нидерландов он продолжил работу в Голландской Ост-Индии (Индонезии). Но в марте 1942 года японцы начали захват архипелага. Смирнов, как и другие пилоты, был мобилизован для эвакуации людей в Австралию.
Перед роковым вылетом из Бандунга ему вручили небольшой, тщательно упакованный ящик из-под сигар для доставки в банк Мельбурна. Смирнов положил посылку в бортовой сейф и забыл о ней — впереди был опасный ночной перелёт с одиннадцатью людьми на борту, включая женщину с полуторагодовалым сыном.
Ад на пути к Бруму
Самолёт Douglas DC-3 «Пеликан» уже приближался к австралийскому побережью, когда его атаковала тройка японских истребителей «Зеро». Правый двигатель загорелся. Проявив хладнокровие и высший пилотаж, Смирнов, сам раненый осколками, сумел посадить горящую машину на узкую прибрежную косу. Это спасло жизнь тем, кто уцелел после обстрела.
Но выживание только начиналось. Место падения — безлюдное побережье залива Карнот, окружённое мангровыми болотами в субэкваториальной жаре. Ранения оказались смертельными для механика, пассажира-лейтенанта и молодой матери. На третьи сутки умер её маленький сын.
Самая жестокая преступница в истории: что творила датчанка Дагмар Овербю
Главным мучением стала жажда. Смирнов, чудом сконструировав опреснитель, работавший по методу дистилляции. В ход пошли керосиновая банка, горелка, резиновые и медные трубки. Но даже при постоянной работе горелки воды было недостаточно.
На четвёртое утро Смирнов отправил четврёх пассажиров пешком в Брум, а сам остался на месте крушения. Выжившие дождались помощи лишь на шестой день, когда самолёт австралийских ВВС сбросил ящики с пищей, водой, лекарствами, бинтами и сигаретами.
Своим спасением беженцы с Явы были обязаны аборигену по имени Бернард Джордж, который заметил на берегу самолёт. 7 марта, добравшись до христианской миссии в Бигл-Бэй, он рассказал об увиденном монахам. Те, в свою очередь, известили офицера Гуса Клинча из военной базы по соседству. Эти же монахи в сопровождении аборигенов и Клинча нашли Смирнова с пассажирами, после чего сопроводили их в миссию Бигл Бэй. На грузовиках спасённые были перевезены в Брум, где провели несколько дней в госпитале. Уже через неделю Иван Смирнов отправился в Сидней – к своей жене-голландке.
Судьба бриллиантов
А что же случилось с таинственной посылкой? Вытаскивая её из самолёта, один из служащих KLM выронил ящик в воду. Его так и не нашли, о чём Смирнов рассказал полиции в Мельбурне. Только от стражей порядка он узнал, что в ящике находились тысячи бриллиантов стоимостью 150-300 тысяч австралийских фунтов – собственность компании NV de Concurrent из Бандунга. Естественно, подозрения пали на Смирнова, но доказательств его вины никто не представил. В 1946 году Смирнов вернулся в Голландию, а под конец жизни переселился на остров Мальорка, где умер в 1956 году. В его честь был назван пляж Smirnoff Beach в округе Кимберли.
Пропавшие сокровища тем временем обнаружились. Оказалось, что пакет, запечатанный сургучом, увидел на песке моряк Джек Палмер, который решил обшарить место падения самолёта на предмет ценных вещей. Он поделился найденными драгоценностями с жителями Брума Фрэнком Робинсоном и Джеймсом Малгрю. Часть бриллиантов на сумму 20 тысяч фунтов стерлингов Палмер сдал властям в Перте – а в ходе расследования рассказал им всю историю. Другие алмазы нашлись у аборигенов, у китайского торговца и в прочих неожиданных местах.
Бриллианты «всплывали» ещё очень много лет после войны. Например, об обнаружении крупной части сокровищ газета «Канберра Таймс» писала в 1971 году. За кражу драгоценностей никто так и не понёс уголовной ответственности.

