01/06/24

Амнистия 1953 года: почему она сначала называлась «ворошиловской»

Как известно, «бериевская» амнистия подвергалась серьезной критике за освобождение матерых рецидивистов. Взять хотя бы фильм «Холодное лето 1953-го». Однако в действительности все было не так однозначно. К тому же и саму амнистию вначале называли «ворошиловской».

Предложение и его реализация

Алексей Топтыгин, автор издания «Неизвестный Берия», называет амнистию 1953 года «одним из наиболее значимых дел», осуществленных в период нахождения у власти Лаврентия Берии. 26 марта того года Лаврентий Павлович направил в Президиум ЦК КПСС записку, в тексте которой предлагал освободить из мест заключения около 1 миллиона человек. В число подлежавших амнистии он рекомендовал включить осужденных, приговоренных к срокам менее 5 лет, беременных женщин и женщин, имевших малолетних детей, а также несовершеннолетних, пожилых людей и тех, кто страдал неизлечимыми заболеваниями. Тем, кто был осужден на срок более 5 лет, предлагалось сократить его вдвое.

Уже 27 марта 1953 года в свет вышел указ Президиума Верховного Совета СССР «Об амнистии», в результате действия которого из мест лишения свободы вернулось домой 1,2 миллиона человек. Примечательно, что, согласно указу, под амнистию попали заключенные, чьи сроки не превышали 5 лет, кроме осужденных на 10-15 лет за бандитизм, умышленные убийства, контрреволюционную деятельность и хищения социалистической собственности в особо крупных размерах. Реализация данного проекта повлекла за собой резкое усиление криминогенной обстановки в стране. Тогда на волю вышли профессиональные преступники, которые тут же становились членами банд.

«Птенцы Берии»

Амнистированных уголовников прозвали «птенцами Берии», а саму амнистию до сих пор именуют не иначе как «бериевской». Подобными эпитетами проект Лаврентия Павловича обзавелся благодаря обрушившейся на него критике в связи с разгулом преступности, а потом и его арестом. Сын министра, Серго, защищая отца, писал: «А речь-то шла о другом, о том, чтобы выпустить не рецидивистов, а невинные жертвы режима. Но Берия тут при чем? МВД, как и предполагалось, освобождало лишь те категории заключенных, которые фигурировали в решениях Правительства и Министерства юстиции. Зачем же, спрашивается, было амнистировать тех, кто был осужден за тяжкие преступления?»

Действительно, следует отметить, что одновременно с амнистией, инициированной Берией, по его же приказам были созданы комиссии по проверке «дел врачей», «мингрельского дела», а также пересматривались дела сотрудников Главного артиллерийского управления Министерства обороны, работников Министерства госбезопасности, обвиненных в создании «контрреволюционной сионистской организации». Также организовывались проверки обвинений руководства Военно-воздушных сил и Министерства авиапромышленности. Впрочем, как утверждают историки, замысел Берии заключался не только в том, чтобы показать методы, которыми пользовался Сталин, но и уйти от ответственности за собственные злоупотребления.

«Ворошиловская» амнистия

Между тем амнистия 1953 года и подобные дела в народе прозвали «бериевскими» позже. Поначалу же «бериевская» амнистия называлась «ворошиловской». Дело в том, что именно Климент Ворошилов, Председатель Президиума Верховного Совета СССР, и подписал указ о ее проведении. Однако Ворошилов участвовал и в заговоре против Лаврентия Павловича. Как считают многие историки, инициаторами заговора стали Георгий Маленков и Никита Хрущев, которые опасались за свое будущее в случае захвата Берией власти в стране. На свою сторону им удалось переманить Анастаса Микояна, Лазаря Кагановича, Вячеслава Молотова и других. Кстати, последнему пришлось проводить с Ворошиловым индивидуальную беседу, который, как и Микоян, не был согласен на полное устранение Берии.

В конечном итоге Лаврентия Берию расстреляли. Тем не менее Ворошилов в некоторых случаях продолжал давать положительные оценки деятельности Берии. Особенно это касалось программ, одобренных самим Ворошиловым. Так, если верить Николаю Зеньковичу, автору издания «Маршалы и генсеки», Климент Ефремович на одном из Пленумов признал амнистию делом благородным и гуманным. Он заявил, что в действительности из лагерей были выпущены вовсе не уголовники, а те, кто сидел за «колоски». Ворошилов, тщательно изучивший все данные по этому вопросу, утверждал, что разговоры об участившихся тяжких преступлениях беспочвенны. Именно поэтому, по словам Зеньковича, о выступлении Ворошилова общественности и не было известно в течение 40 лет. Однако не стоит забывать, что в других случаях Ворошилов высказывался о Берии как о «негодяе», «мерзавце» и «подлом авантюристе».

Какое будущее предсказал России американский пророк Эдгар Кейси