Имя генерала Власова стало в советской истории синонимом предательства. Но задолго до того, как он возглавил Русскую освободительную армию (РОА), на него уже лежала тень подозрений. В 1940 году, за год до войны, на стол партийным чиновникам лег донос. Почему же на него не обратили внимания?
Восхождение «образцового» командира
Биография Андрея Власова до войны выглядела как классическая карьера «красного» выдвиженца. Родившийся в бедной крестьянской семье, он благодаря старшему брату смог поступить в Нижегородскую духовную семинарию. Революция 1917 года круто изменила его судьбу — он вступил в Красную Армию и сделал блестящую военную карьеру.
Окончив Военную академию имени Фрунзе, Власов в 1930-х годах был отправлен в качестве военного советника в Китай — знак высочайшего доверия со стороны командования. По возвращении он возглавил 99-ю стрелковую дивизию, которая под его началом стала считаться одной из лучших в РККА. О нем писали в «Красной звезде», к нему приезжали перенимать опыт.
Донос и реакция партии
Однако в 1940 году на Андрея Власова поступило заявление. По предположениям Николая Коняева, автора издания «Генерал из трясины. Судьба и история Андрея Власова», в доносе на Власова имелись сведения о том, что военачальник на самом деле не является тем, за кого себя выдает. Он якобы скрывает тот факт, что в юности обучался в Нижегородской духовной семинарии. Власовым занялись соответствующие органы. Однако партийные чиновники в своем ответе, датированном 10 января 1940 года, заявили, что им прекрасно известно о том, что Андрей Власов до вступления в партию был семинаристом. И Власов действительно никогда этого не скрывал. Никаких последствий для него этот донос не имел.
«Блудный сын»: почему Сталин переводил деньги отцу маршала Василевского
Это неудивительно. Дело в том, что многие революционеры, представители высших кругов Советской России обучались в подобных учреждениях. По словам Роя Медведева, автора книги «Окружение Сталина», именно духовные семинарии дали России множество революционеров. В духовных семинариях учились Чернышевский и Добролюбов. В грузинской духовной семинарии в Тифлисе учился сам Сталин. Для большинства из них, выходцев из бедных семей, это был единственный способ получить образование. Тем более что семинарии выпускали не только священнослужителей, но еще и учителей. Яркий пример тому – брат Андрея Власова, Иван, правда, расстрелянный ЧК в 1918 году за участие в контрреволюционном заговоре.
Другие компрометирующие эпизоды
Примечательно, что эпизод с расстрелом брата доносчики почему-то не упомянули. Впрочем, неудобных моментов в довоенной биографии Андрея Власова хватало и без этого. Так, Олег Смыслов в своей книге «Иуды в погонах» пишет о том, что командировка Власова в Китай в 1930-х годах, которая была своеобразным показателем доверия командования и властей, закончилась некрасиво. А.Ф. Катусев и В.Г. Оппоков, которые занимались изучением документов, связанных с карьерой Власова, утверждали, что тот был выдворен на родину за моральное разложение. По данным П. Пальчикова, Андрей Власов соблазнил супругу Чан Кайши, а также приобрел на 3 месяца для любовных утех юную китаянку.
Мало того, сам Андрей Власов тоже не гнушался доносов. Если верить историку и публицисту Петру Мультатули, на которого в свою очередь ссылается Кирилл Александров, автор издания «Мифы о генерале Власове», будущий предатель оказался в 1940 году командиром 99-й дивизии отнюдь не случайно. В эту дивизию Власов приехал с проверкой и во время инспекции заметил, что прежний командир изучает тактику боевых действий вермахта. Андрей Андреевич безотлагательно сообщил об этом командованию в своем рапорте. Комдив тут же был арестован, а Власов занял его место.

