15/11/25

Андрей Вышинский: какой донос был обнаружен в сейфе генпрокурора СССР после его смерти

После скоропостижной смерти Андрея Вышинского в 1954 году его кабинет подвергся тщательному обыску. В сейфе бывшего генпрокурора, помимо заряженного браунинга, обнаружили красную папку с единственным документом — доносом на самого Вышинского, адресованным Сталину. Эта находка стала символичным эпилогом жизни человека, который сам был мастером политических доносов.

От меньшевика до главного инквизитора

Судьба Вышинского — классический пример карьеры в сталинскую эпоху. Родившийся в Одессе и выросший в Баку, он начинал как революционер-меньшевик, неоднократно арестовывался царскими властями. Именно в тюрьме, по распространенной версии, он познакомился со Сталиным.

«Банные девы»: чем они занимались в русской парной

После революции Вышинский совершил своевременный переход к большевикам. Мало кто из бывших меньшевиков удостоился такой карьеры: в 1935 году он стал Генеральным прокурором СССР. Историк Леонид Млечин отмечает, что Сталин сознательно продвигал человека с компрометирующим прошлым — именно Вышинский в 1917 году, по указанию Временного правительства, подписал ордер на арест Ленина.

Смерть в Нью-Йорке и тайны сейфа

После смерти Сталина Вышинского отправили в «почетную ссылку» — постоянным представителем СССР при ООН. 22 ноября 1954 года он скоропостижно скончался в Нью-Йорке во время диктовки речи. Официальная причина — сердечный приступ, но многие считали его смерть самоубийством.

Обнаруженный в сейфе донос, написанный деятелем Коминтерна Дмитрием Мануильским, содержал серьезные обвинения. Мануильский утверждал, что Вышинский до революции сотрудничал с царской охранкой и выдал нескольких бакинских большевиков. Характерно, что Сталин переслал этот донос самому Вышинскому — по меткому замечанию адвоката Аркадия Ваксберга, это был еще один «крючок», на котором вождь держал своего прокурора. И этот «крючок» Вышинский хранил в сейфе, подальше от посторонних глаз.

Агент охранки

Олег Кутафин, автор издания «Инквизитор: Сталинский прокурор Вышинский», письмо Мануильского начиналось словами: «Дорогой и глубокоуважаемый Иосиф Виссарионович!». Далее Мануильский, который работал вместе с Андреем Вышинским и хорошо его знал, утверждал, что бывший генпрокурор страны (к тому моменту Вышинский возглавлял Юридическую комиссию при СНК СССР) был человеком без принципов, готовым служить любым руководителям и любым идеям ради собственной выгоды. Кроме того Дмитрий Захарович заявлял, что Вышинский до революции был связан с царской охранкой и выдал полиции нескольких бакинских большевиков. В письме значились 4-5 фамилий, которые очевидцы, присутствовавшие при вскрытии сейфа, не запомнили, поскольку они не были широко известны.

Серго Берия, сын Лаврентия Берии, уверенно говорил, что о связях Вышинского с царской охранкой знали многие, и в том числе Сталин. Однако, по мнению Берия-младшего, Иосифу Виссарионовичу было удобно держать под рукой такого человека как Андрей Вышинский. Более того, Серго Берия хоть и называет Андрея Януарьевича пешкой в руках Сталина, но считает того «пешкой инициативной, той, что и ферзя может взять». Дело в том, что прокурор не только поддерживал линию Сталина, но и активно ее развивал. Прекрасно осознавая шаткость своего положения, обусловленного прошлыми «подвигами», Вышинский пытался всеми силами угодить вождю. Так, признание подозреваемого он считал «царицей доказательств». Эта теория немало способствовала применению в СССР пыток и издевательств над арестованными.