Россия незаконно применила силу против Великобритании – именно так премьер-министр Соединённого Королевства Тереза Мэй 12 марта трактовала отравление бывшего полковника ГРУ Сергея Скрипаля. В США уже согласились с выводами Лондона и выразили готовность координировать с союзником ответные меры против Москвы. Российские власти, впрочем, с такими бездоказательными обвинениями не согласны и уверены, что рано или поздно Великобритании придётся извиняться за свои заявления.
Что произошло?
В городе Солсбери 4 марта прохожие обнаружили двух человек, находившихся без сознания. Ими оказались бывший российский разведчик Сергей Скрипаль, осуждённый в России за шпионаж и переданный впоследствии Великобритании, и его дочь. Как выяснилось позднее, они были отравлены неизвестным веществом, от которого пострадали также посетители торгового центра Maltings и правоохранители, занимавшиеся расследованием происшествия.
С самого начала высокопоставленные английские чиновники, в числе которых был министр иностранных дел Великобритании Борис Джонсон, увидели в инциденте «российский след» и пригрозили жёсткими ответными мерами. То, что найти виновного даже без расследования возможно, спустя неделю подтвердила и премьер-министр Великобритании Тереза Мэй.
Выступая перед парламентом, глава страны рассказала о первых результатах следствия. Как оказалось, Скрипаль был отравлен нервно-паралитическим газом «Новичок», который якобы был изобретён советскими учёными в 80-х годах. При этом Вил Мирзоянов, называющий себя создателем вещества, давно иммигрировал в США и опубликовал его формулу в своей книге. Её можно купить на Amazon за 30 долларов.
Именно уходящие в СССР корни позволили Мэй сделать вывод, что «скорее всего» за покушением на убийство полковника стояла Россия. Ни нелогичность произошедшего, ни тот факт, что Россия почти год как отчиталось об уничтожении своего химоружия, ни наличие вещества у других постсоветских государств премьер-министра не смутило. Она отвела Москве 24 часа на то, чтобы та объяснила свою роль в отравлении Скрипаля.
И так сойдёт
Впрочем, представленных фактов для союзников Великобритании хватило, чтобы горячо поддержать Соединённое Королевство. В заявлении теперь уже бывшего госсекретаря США Рекса Тиллерсона говорится, что у американской стороны есть «полная уверенность» в английском расследовании.
«Россия, вероятно, несет ответственность за нападение с использованием нервно-паралитического агента, которое произошло в Солсбери на прошлой неделе», - сказал экс-глава Госдепа. По его словам, Москва продолжает вести себя безответственно и дестабилизировать ситуацию в мире, поэтому Вашингтон будет солидарен с Лондоном и продолжит «тесно координировать действия в ответ».
К давлению на Россию после заявления Мэй подключилась и Франция. Президент страны Маннуэль Макрон также пообещал присоединиться к обсуждению возможных ограничительных мер.
Поддержали британские власти также в Германии, НАТО и Евросоюзе. И такое единение на Западе не может не настораживать.
Ответ ограничен
Самые горячи головы, поддавшись накалу страстей, сегодня прогнозируют, что «дело Скрипаля» закончится третьей мировой войной. Воинственная риторика сторон, с одной стороны, подтверждает это мнение. Лондон и Вашингтон нацелены на решительные действия, Москва же активно протестует против всех обвинений. В МИД РФ заявили, что ответа на ультиматум Мэй, срок которого уже благополучно истёк, не последует до тех пор, пока англичане не передадут образцы вещества, которым был отравлен бывший полковник ГРУ
Однако, с другой стороны, бросается в глаза тот факт, что сшитое белыми нитками дело разгорелось накануне двух важных для России событий – президентских выборов и чемпионата мира по футболу. Оно успешно добавило дров в и без того активно идущую антироссийскую медийную кампанию на Западе, которая, по мнению российских чиновников, призвана демонизировать образ нашей страны.
При этом, конечно, ни о какой горячей фазе конфликта речи не идёт. Особое внимание к истории Скрипаля приковано в том числе из-за, что это не первое отравление бывшего сотрудника российских спецслужб в Англии. Похожая ситуация произошла в 2006 году, когда полонием был убит Алексей Литвиненко. Москва свою причастность к инциденту отрицала, но это не спасло отношения России и Великобритании от серьезного похолодания.
Тогда, 12 лет назад, история закончилась тем, что из Лондона были высланы четыре российских дипломата. Москва ответила тем же. Вероятнее всего, именно о высылке дипломатов будет идти речь и в этот раз. Правда, как стало известно на прошлой неделе, Великобритания может принять свой аналог американского «закона Магнитского». Пока что разработку документа с «делом Скрипаля» не связывают, но это вполне может измениться.
В британскую версию документа могут войти 49 россиян, подозреваемых Лондоном в нарушении прав человека, пытках и внесудебных казнях. Если акт будет принят, им могут заморозить активы и запретить въезд в Соединённое Королевство. Это, как можно догадаться, не нанесет России в целом существенного ущерба.
Кроме того, в английских СМИ активно обсуждается возможность бойкота российского чемпионата мира по футболу 2018 года. Вероятность принятия такого решения объективно мала: в Великобритании давно затаили обиду на Россию за то, что именно она выиграла право на проведение мундиаля, но пропустить главное футбольное события страна-родоночальница этого вида спорта позволить себе не может. Максимум о чем может идти речь, так это запрет на посещение соревнований чиновниками.
Наконец, еще один вариант ответа – притеснение в Соединённом Королевстве российских СМИ. Британский медиарегулятор Ofcom уже допустил вероятность отзыва лицензии у телекомпании RT,а журналистка НТВ – получила угрозы из-за своего сюжета об отравлении Скрипаля. В МИД РФ в ответ пригрозили, что в случае ограничений последует запрет на работу в России всех британских СМИ. И это может стать самым серьёзным последствием всей истории.
Однако на этом, пожалуй, список угроз исчерпывается. Даже если какая-то часть из этого перечня будет реализована, со временем скандал вокруг «дела Скрипаля» все равно утихнет, а его место в антироссийской кампании займут новые истории. Но для прямого столкновения этого, естественно, будет недостаточно – слишком высока цена и совсем не те цели преследуют их организаторы.