Сколь бы удивительно это ни звучало, но роботы в СССР существовали не только в кино — в виде Электроника или Вертера. В 70—80 гг. прошлого века советская кибернетика была одной из ведущих в мире. А в некоторых отраслях отечественная робототехника значительно опережала европейских и американских конкурентов. В 1986 году, при ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, это продемонстрировал робот ТР-Г2, ласково прозванный нашими конструкторами «Антошка».
Проект ТР-Г2
ТР-Г2, или тяжелый робот гусеничный №2, – не был серийным проектом. Он был создан в Центральном научно-исследовательском институте робототехники и технической кибернетики в Санкт-Петербурге под конкретную задачу — расчистку кровли зданий в условиях жесткого ионизирующего излучения. За период с июня 1986 года по апрель 1987 года, когда шли основные работы по ликвидации последствий взрыва на четвертом энергоблоке ЧАЭС, институтом было создано около 15 уникальных разработок.
Работа велась под руководством доктора технических наук, профессора Евгения Ивановича Юрьевича. Именно он предложил модульную систему создания робототехники, которая ранее не использовалась. Такой подход позволял на основе унифицированных блоков в считанные месяцы создавать дистанционно управляемые машины с заданными характеристиками и под определенные задачи.
Проект ТР-Г2 представлял собой небольшой гусеничный трактор с ножом бульдозерного типа, обладающий всем функционалом обычного бульдозера, а кроме того — повышенной маневренностью и проходимостью за счет компактных размеров и малого веса.
Боевое крещение
И в СССР, и в мире на тот момент существовало не меньше десятка моделей радиоуправляемой техники, предназначенной для разбора завалов, ликвидации последствий стихийных бедствий. Но на ЧАЭС ни немецкие, ни советские машины достойно себя показать не смогли. Жесткое ионизирующее излучение порядка 15 тыс. рентген в час было губительно не только для человека, но и для техники.
Главным достоинством советских разработок РР, РР-Г и ТР-Г было то, что они не являлись радиоуправляемыми. Оператор управлял машиной со специального пульта, а сигнал к роботу подавался по свободно волочащемуся хорошо экранированному кабелю. Чтобы защитить микросхемы и электроприборы, которыми был оборудован ТР-Г2, все блоки поместили внутрь массивного свинцового цилиндра. Это несколько нарушило баланс и развесовку, привело к снижению скорости, но положительно сказалось на проходимости и сцеплении с поверхностью.
Так как все создаваемые роботы были уникальны, эксплуатировались регулярно и работали продолжительное время, им дали имена. Нелепого и похожего на неваляшку ТР-Г2 прозвали «Антошкой». Он использовался при расчистке так называемых иловых полей — сильно загрязненных участков в провале взорвавшегося энергоблока. На счету «Антошки» более 600 м2 заиленной территории, не считая работ на кровле.