12/06/24

Арест Берии: что первым делом сделали власти после него

В момент ареста Лаврентия Берии Сталин был уже мертв, и страной по сути управляли Хрущев и Маленков. Вот они-то и решили подготовить почву для проведения процесса над Берией. И первой жертвой их планов стал Главный прокурор СССР.

«Кто это?»

Согласно официальной версии, министр внутренних дел СССР Лаврентий Павлович Берия был арестован прямо во время заседания Президиума ЦК КПСС 26 июня 1953 года. В это время должность Генерального прокурора занимал Григорий Николаевич Сафонов. Сафонов руководил прокуратурой, когда в СССР снова раскрутился маховик репрессий («ленинградское дело», «дело врачей» и другие). Власти нанесли серьезный удар по органам госбезопасности и прокуратуры. Как признавался сам Григорий Николаевич, надзор за этими органами был по существу парализован, и противостоять репрессиям он не мог.

Мало того, Григорий Сафонов не пользовался особым авторитетом у руководства партии и правительства. Как пишет Александр Звягинцев в своей книге «Руденко. Генеральный прокурор СССР», на одном заседании Иосиф Сталин сделал вид, будто не знает Сафонова. Вождь спросил у своего помощника Поскребышева: «Кто это?». Тот ответил: «Генеральный прокурор, товарищ Сталин!». А в 1952 году началась проверка и самого Сафонова. Секретариат ЦК партии поставил ему в вину именно отсутствие упомянутого выше надзора за расследованием преступлений в органах государственной безопасности. Вопрос об отставке прокурора уже витал в воздухе.

Не вызывающий доверия

Однако в марте 1953 года Сталин умер, и дело Григория Сафонова спустили на тормозах. После того как Сафонову просто указали на его ошибки, он еще около двух месяцев занимал свой пост. Все изменилось после ареста Лаврентия Берии. Если верить Елене Прудниковой, автору издания «Берия. Последний рыцарь Сталина», первое, что было сделано после взятия Берии под стражу, — это отстранение Сафонова. Он был заменен Романом Руденко, который выступал в качестве обвинителя от СССР на Нюрнбергском процессе. Примечательно, что Руденко почти всю жизнь проработал на Украине и был хорошим приятелем Никиты Хрущева.

30 июня 1953 года, когда Сафонова «отодвинули», Руденко возбудил уголовное дело в отношении Берии. Стоит отметить, что Хрущев и не скрывал, что причиной увольнения Григория Николаевича стал именно арест Лаврентия Павловича. Генсек писал, что Сафонов «не вызывал у нас доверия, и мы сомневались, что он может объективно провести следствие по делу Берии». Причем Хрущев отмечал: «Тут же мы решили, на завтра или послезавтра, так скоро, как это было технически возможно, созвать пленум ЦК, где поставить вопрос о Берии. Одновременно было решено освободить Генерального прокурора СССР...».

Причины смены фигур

Записка административного отдела ЦК на имя Георгия Маленкова, составленная по результатам проверки Григория Сафонова, действительно изобиловала нелицеприятными фактами. В ней главным образом отмечалось недобросовестное отношение Сафонова к своей работе. К примеру, согласно тексту записки, Сафонов якобы не предпринимал никаких мер для скорейшего расследования расправы над членами подпольной организации «Молодая гвардия», а также не занимался поступавшими к нему сигналами о преступлениях сотрудников МГБ и не реагировал на «известные ему факты составления фальсифицированных так называемых «обобщенных» протоколов допросов и на другие нарушения».

Однако многие историки считают, что Григорий Сафонов несколько отличался от того человека, который был описан в этой записке. Так, Елена Прудникова характеризует Сафонова как не слишком дисциплинированного сотрудника, но весьма добродушного и «непоколебимо добросовестного». Александр Звягинцев уверен в том, что у Никиты Хрущева и Георгия Маленкова, которые, по сути, управляли страной после смерти Сталина, в связи с арестом Берии возникла необходимость в более авторитетном прокуроре, который был известен на весь союз. Лучшую кандидатуру, чем кандидатура Руденко, выступавшего на Нюрнбергском процессе, трудно было бы даже придумать.