Василий Филиппович Маргелов навсегда остался в истории как основатель Воздушно-десантных войск. Однако в 1953 году он мог стать еще и военным комендантом Москвы. Собственно говоря, кандидатура Маргелова уже была рассмотрена комиссией, вот только сам «дядя Вася» от высокой должности отказался и даже привел весьма весомый аргумент.
Арест Берии
Все началось с ареста Лаврентия Павловича Берии. Тогда советские власти опасались того, что кремлевская охрана или сотрудники МВД предпримут попытку освободить бывшего наркома. В связи с этим по приказу Георгия Жукова в столицу были введены войска: Кантемировская и Таманская дивизии. Танки установили в центре Москвы, на Ленинских горах и Горьковском шоссе. Кроме того, под усиленной охраной находились почта, телеграф, вокзалы и, конечно, Кремль.
Чтобы исключить неприятные неожиданности были арестованы, отправлены в отпуск или сняты со своих постов многие офицеры, ставленники Берии в рядах МВД, КГБ и Министерства обороны. Не стал исключением и военный комендант Москвы генерал-лейтенант Силинов. Именно его место и должен был занять Василий Маргелов. Члены специальной комиссии ознакомились с биографией кандидата, его характеристиками, послужным списком и вынесли решение вызвать Василия Филипповича в столицу.
От визита в Москву Василий Маргелов не отказался. Если верить Олегу Смыслову, автору книги «Генерал Маргелов», Василий Филиппович в первую очередь поблагодарил комиссию за оказанное ему доверие. Однако от должности отказался, мотивировав это тем, что опасается как бы «международного скандала не вышло».
Как объяснил претендент на пост коменданта, в силу обязанностей ему наверняка придется встречаться с иностранными представителями, а он, как человек весьма крутого нрава, может позволить себе не только отрыто выразить свою точку зрения, но и использовать для этого нецензурные выражения. И в самом деле, по воспоминаниям очевидцев, Маргелов никогда за словом в карман не лез, а матом так и вовсе ругался виртуозно. Поэтому неудивительно, что от кандидатуры «дяди Васи» в Москве предпочли отказаться.
«Не хочу быть милиционером!»
Но зачем же Маргелов так себя «разрекламировал»? Даже члены комиссии остались в недоумении: наверное, в их практике это был первый случай, когда человек по своей воле отказался от такого теплого местечка. Александр Маргелов, сын Василия Филипповича, автор книги «Десантник №1. Генерал армии Маргелов», писал, что у отца предстоящее назначение никакого энтузиазма не вызывало, поэтому он и пытался выставить себя в невыгодном свете. В кругу близких людей военачальник объяснял свое поведение довольно просто: «Не хочу быть милиционером!». Маргелов и в самом деле был не милиционером, а военным: только в армии, которой генерал отдал всю жизнь, он находился словно в своей стихии.
Впрочем, как сообщали Борис Костин и Александр Маргелов на страницах издания «Генерал армии Василий Маргелов», в Москве Василию Филипповичу все же пришлось задержаться. Как известно, Лаврентия Берию арестовали в Кремле, откуда наркома вывезли в автомобиле одного из маршалов. Тюрьмой для Берии стало бомбоубежище при штабе генерала Москаленко. Не остался в стороне от упомянутых выше событий и Маргелов: он вместе с другими военачальниками охранял Лаврентия Берию и его соратников до окончания всех следственных действий и судебных заседаний.