14/04/24

Арест Берии: почему для этого в Москву ввели 300 танков

Некогда всемогущий Лаврентий Берия был расстрелян 23 декабря 1953 года по приговору суда. А ведь многие прочили ему большое будущее – например, занять место умершего девятью месяцами ранее Иосифа Сталина. Но именно это и сыграло с ним злую шутку. Из всех претендентов на пост главы государства только его ждала смертная казнь, а для ареста в Москву были введены аж 300 танков.

Человек, который мог всё

Революция оказалась для Лаврентия Берии, появившегося на свет в 1899 году в Кутаисской губернии, стремительным социальным лифтом. В 1938 году он стал первым заместителем наркома внутренних дел, а год спустя возглавил ведомство. Во время Великой Отечественной войны Берии доверили оборону Кавказа от немцев, а также производство самолётов и ракетной техники.

Восхождение по карьерной лестнице продолжилось после капитуляции фашисткой Германии. Берия получил звание Маршала СССР и вошёл в «ближний круг» Сталина, где решались вопросы государственного значения. В 1952 году Лаврентий Павлович получил право замещать на заседаниях Иосифа Виссарионовича, чьё состояние здоровья уже не позволяло вести прежний активный образ жизни.

Жертва заговора

Берию невзлюбили многие. Поэтому-то его падение с вершины «советского Олимпа» было ещё более стремительным, нежели восхождение. Организаторами заговора стали Хрущёв и Маленков. 26 июня 1953 года Лаврентия Павловича арестовала группа военных прямо на заседании Совета министров. Существовал определённый риск, что арест не пройдёт тихо. Именно по этой причине в столицу для подстраховки заговорщики ввели 300 танков Кантемировской и Таманской дивизий.

Берию обвинили в измене Родине, вредительской деятельности, моральном разложении (ему приписывалось сожительство с несколькими женщинами одновременно), а следственные материалы «уместились» в 39 томов уголовного дела.

Со всеми обвинениями, кроме сотрудничества с азербайджанскими националистами, подсудимый согласился. В своём последнем слове Берия попросил учесть все его былые заслуги и проявить снисхождение. Надо полагать, что данная просьба прозвучала скорее «из вежливости». Он прекрасно понимал, жертвой чьего заговора стал, а поэтому на помилование не рассчитывал.