01/08/14

Архстояние 2014. Успеть

Ежегодный фестиваль Архстояние, проводящийся в Николо-Ленивце, в этом году удивил гостей быстротечностью. Само мероприятие прошло, как обычно, в течение двух выходных дней. Прогулки по лесу, отдых в палатке и купание в Угре более 8 тысяч человек совмещали с возможностью прикоснуться к ночному искусству и впечатляющим своими размерами дневным арт-объектам.

Но главное отличие Архстояние 2014 от предыдущих – серия перформансов, ставших «гвоздем программы».

В этом году, впервые за всю историю фестиваля, руководил процессом иностранец - Ричард Кастелли, знаменитый куратор, продюсер и режиссер, который представил на Архстоянии работы художников из России, Европы, США и Японии.

Заявленная тема фестиваля, «Здесь и сейчас», раскрылась в перформансе бумаги и ножниц под пристальным взором японки Сашико Абэ, которая удивила своей привычкой резать бумагу ежедневно в течение 10 часов.

Жан-Люк Бриссон в свойственной французскому искусству легкости продемонстрировал гастрономический проект «Облачная кухня», где зрители стали и участниками, и дегустаторами, создавая и пробуя воздушные съедобные облака.

Вечером наше внимание приковала «Эволюция звука» - перформанс российских художников у Стены сарая. Танец, музыка, визуальные эффекты, - сплетались воедино под восхищенными возгласами смотрящих.

Особенно гостей влекла в свои шумные тайны новая постройка на территории фестиваля – Ленивый Зиккурат высится на несколько витиеватых этажей, и его основное предназначение – звуковая инсталляция (а вовсе не летняя веранда, как почему-то решили двое бравых местных парней, отмечавших на вершине арт-объекта не то предстоящий день ВДВ, не то рождение в душе тяги к искусству).

Внутри постройки каждый пришедший слышал – сотни переливающихся звуков, производимых самим строением, видел – 3D-модель Зиккурата, вращающуюся на экране монитора, ощущал – каждый скрип и разнообразие ступенек и поворотов. С вершины объекта открывается загадочный вид на обширную часть фестиваля, словно из средневековой башни над графскими угодьями.

Собственно, Зиккурат оказался единственным новым объектом в рамках Архстояния 2014, хотя уже построенные ранее не менее активно «участвовали» в создании новых шедевров. Например, в "Арке" Бориса Бернаскони гостей фестиваля удивляли инсталляцией со звуковыми ящичками, а в одной из старых деревянных построек обосновалась пространственная инсталляция «Купель».

Дневная очередь к купели напоминала те самые далекие времена, пускали внутрь не всех, ближе к ночи – но одному человеку, который находился внутри в течение 2 минут. Освещенные с обеих сторон коридоры зеркал создавали удивительное ощущение бесконечности пространства, в котором вы, путник, находитесь внутри маленькой коробочки, своеобразного лифта, зависшего в космосе ярко-салатовых линий без конца и края.

От "Ночи Новых Медиа" также осталась освещенная таинственным светом Ротонда и целое поле роскошных подсолнухов, приковавших внимание посетителей и вспышки фотокамер. Не потеряться во времени (а забыть о нем в Никола-Ленивце получается на удивление просто) помогала инсталляция Марка Форманека. Огромные часы, цифры которых менялись ежеминутно, точно соответствовали кремлевскому времени по словам счастливых владельцев менее громоздких конструкций. К окончанию фестиваля часы вдруг превратились в милое и, по нашему мнению, весьма уместное и доброе «СССР».

Ночью Никола-Ленивец озарился звуками двух сцен, у которых все желающие, разных возрастов – от маленьких детей до почтенных старичков, с удовольствием танцевали, пели, отдыхали на гостеприимной земле и массово фотографировали происходящее. Это неудивительно, ведь подобное волшебство встретишь не всюду, и нюансы затронутых чувств и заигравших струн так хочется сохранить в памяти, несмотря на то, что всё это с собой не увезешь, и оно так и останется здесь. Здесь и сейчас.

Фото: Андрей Кузнецов, Александр Приймаченко, Елена Никонорова