Первый маршал Советского Союза Георгий Жуков был страстным любителем оружия, отдавая предпочтение холодному и охотничьему – любовь к первому сохранилась еще с кавалерийских времен Первой мировой и Гражданской войн, а охотился Жуков при первой возможности, где бы не служил.
Шашка, меч, сабли, пистолет...
Как подтверждает старший научный сотрудник Мемориального музея-кабинета Жукова — Анатолий Коломийцев, в этом собрании хранятся уникальные образцы оружия, которые когда-то дарили маршалу. К примеру, бирманский капсюльный пистолет и пехотное ружье образца XIX века или подаренный Георгию Константиновичу вооруженными силами Бирмы «Крылатый меч» с деревянными ножнами, украшенными серебром и чеканкой. Также в коллекции имеются 2 сабли, изготовленные дагестанскими мастерами, одна из них украшена драгоценностями.
Но самым главным экспонатом среди холодного оружия является одна из многочисленных государственных наград Георгия Жукова – именная шашка, на которой изображен золотой герб СССР. Этим Почетным оружием Жукова вместе с группой других советских военачальников наградили в феврале 1968 года.
Жуков предпочитал зарубежные марки охотничьих ружей
Всю свою сознательную жизнь маршал увлекался охотой. Одной из самых любимых марок охотничьих ружей у Георгия Жукова были британские штуцеры Holland & Holland («Голланд и Голланд»), что подтверждается, в частности, воспоминаниями егеря Евгения Николаева, охотившегося с маршалом в Лотошинском охотхозяйстве Военно-охотничьего общества. Николаев называл этот штуцер «замечательным» (к слову, штуцер Holland & Holland, с которым охотился Рузвельт, в 1994 году был продан на аукционе за полмиллиона долларов).
Еще один свидетель охотничьих предпочтений Георгия Жукова – полковник в отставке, почетный член Военно-охотничьего общества Александр Дегтярь. Он рассказал, что на озере Шугуняк маршал стрелял дичь из ружья немецкой фирмы Merkel. Оружие этой компании пользовалось большой популярностью у государственных деятелей и прочих высокопоставленных лиц. Подарочные образцы ружей «Меркель» имели у себя, в частности, Эйзенхауэр, Хрущев и Юрий Гагарин.
Дегтярь описывал Merkel Жукова как четырехствольное ружье 12-го калибра для ведения огня на разные расстояния. Оружие было украшено золотом и серебром, инкрустировано слоновой костью.
Роковая коллекция
Страсть к коллекционированию охотничьих ружей (впрочем, не только и не столько их одних) в 1948 году едва не стоила Георгию Жукову свободы – во время так называемого «Трофейного дела» (процесса по расследованию фактов вывоза представителями советского военного командования из Германии имущества, в том числе ценных и особо ценных вещей в огромных масштабах) прошли обыски на даче, а также в квартире маршала.
Согласно докладной записке тогдашнего министра госбезопасности СССР Виктора Абакумова, датированной 10 января 1948 года и адресованной лично Сталину, у Жукова среди прочего добра были обнаружены 20 охотничьих ружей импортного производства (Абакумов особо отмечал вышеупомянутую фирму Holland & Holland, называя эти штуцеры «уникальными», а остальные ружья классифицировал как «... и другие»).
Жуков письменно покаялся в том, что «переборщил» по части «экспроприации» трофеев и 5 охотничьих ружей из 20 ему позволили оставить.