За год до прихода Адольфа Гитлера к власти его наблюдал мюнхенский психиатр Артур Кронфельд. Впоследствии, опасаясь за свою жизнь, он сбежал в СССР, где покончил с собой осенью 1941 года, узнав, что немцы подошли к Москве.
Три дня с Гитлером
В 1932 году психиатр Артур Кронфельд был приглашён судом в Мюнхене в качестве эксперта по скандальному делу журналиста Вернера Абеля. Абель, будучи одно время человеком, близким к руководству НСДАП, резко сменил политические взгляды. Он опубликовал в журнале Die Weltbühne («Мировая трибуна») статью с нападками на Гитлера. По утверждению Абеля, лидер нацистов совершил государственную измену, приняв от Бенито Муссолини 10 миллионов лир при посредничестве майора итальянской армии Мильорати. Подкуп якобы имел место в одном из мюнхенских отелей, в присутствии самого Абеля и некоего Гейнеса. По законодательству Веймарской республики, будучи вождём партии, представленной в Рейхстаге, Гитлер не имел права получать финансирование из-за рубежа.
Столкнувшись с обвинением, Гитлер подал на бывшего соратника иск в суд за клевету. В ходе процесса Кронфельду и довелось познакомиться с истцом, хотя его официальным клиентом Гитлер не был.
«Три дня сидел я вместе с Гитлером и его сообщниками в небольшой свидетельской комнате, ожидая допроса, – писал Кронфельд в брошюре «Дегенераты у власти», изданной в Москве в 1941 году. – Это время я использовал для внимательного наблюдения «героя процесса».
Психиатр о фюрере
Медицинская характеристика, данная Кронфельдом Адольфу Гитлеру, стилистически мало отличается от политического памфлета. Текст был основан не только на личных наблюдениях, но и на собранных в разных источниках свидетельствах о Гитлере, главным образом, негативных.
Описывая поведение будущего фюрера перед сторонниками, психиатр называет его «плохим актёром, разыгрывающим роль императора». По словам Кронфельда, в зале суда Гитлер совершенно не владел собой, а порой кричал так, что на его губах появлялась пена.
«Взрывы звероподобного бешенства и общие фразы о своей спасительной миссии были единственным ответом на конкретные вопросы судей», – отмечал Кронфельд.
В характере Гитлера психиатр усмотрел такие черты, как трусость, лживость, «самообожествление», тщеславие, истеричность, «садистическая жестокость», раздражительность, «полное отсутствие сострадания и склонность к суеверию и мистике».
Будучи крупным сексопатологом, Кронфельд не мог обойти вниманием вопрос нетрадиционных половых пристрастий «пациента».
«Как многие резко выраженные психопатические личности, Гитлер ненормален в половом отношении. Можно считать установленным, что чувство любви к женщине ему недоступно. В прошлом он был в половой связи с Гейнесом и Эрнстом», — писал профессор.
Судьба Кронфельда
После победы НСДАП на выборах у Артура Кронфельда появились все основания опасаться за свою жизнь. Во-первых, он был евреем по происхождению и членом социал-демократической партии. Во-вторых, придерживался «крамольного» научного направления. А в-третьих, на памятном процессе, вопреки желанию Гитлера, признал Абеля вменяемым.
В 1934 году нацисты лишили Кронфельда учёных степеней. Доктор переехал сначала в Швейцарию, а затем, в 1935 или 1936 году, в Советский Союз. Ему дали место в психиатрической больнице имени Ганнушкина, предоставили квартиру.
Кронфельд интересовал советскую власть не только как учёный, но и как человек, соприкасавшийся с верхушкой Третьего Рейха. Уже в 1939 году по «заказу» НКВД он дал характеристику вождей нацистской партии, не заботясь при этом о сохранении врачебной тайны. Тогда было напечатано всего 50 экземпляров брошюры. Но после начала Великой Отечественной войны произведение Кронфельда вышло крупным тиражом в издательстве газеты «Медицинский работник».
По-видимому, Кронфельд панически боялся мести со стороны нацистов. Узнав, что его не включили в эвакуационные списки, психиатр решил, что в Москве, которую, по его мнению, неминуемо займут немцы, ему не жить. 16 октября 1941 года 55-летний профессор и его жена совершили парное самоубийство.