В ноябре 1943 года одна из итальянских газет опубликовала материал, в котором говорилось о том, что примерно 10 тысяч добровольцев в ближайшее время должны пополнить ряды экипажей MAS (вооружённых торпедных катеров). Бойцы таких подразделений незамеченными пробирались в порты и крепили взрывчатку к подводной части вражеских кораблей. Одной из их жертв в 1955 году стал и советский крейсер «Новороссийск».
Хитрый способ
MAS в Италии появились в годы Второй мировой войны, когда стало понятно – ситуацию с собственным флотом властям в короткие сроки улучшить не получится. Так появилась 10-я флотилия MAS под управлением Валерио Боргезе, которого называли Чёрным Принцем.
Торпедные катера придерживались следующей тактики. На скорости примерно 5 км/ч торпеда, доставленная к месту кораблём-носителем и управляемая экипажем, состоящим из двух человек, направлялась к цели. Далее бойцы крепили снаряд к борту корабля, запускали таймер и старались также незамеченными вернуться в пункт отправления.
Такие пилотируемые торпеды получили название «Майале», то есть «поросёнок». Надёжностью они, конечно, не отличались. Например, часто взрыв раздавался раньше установленного времени, а порой взрывное устройство и вовсе не срабатывало. Но всё же некоторых успехов благодаря «поросятам» добиться удалось. Расстановка сил в Средиземном море в военное время то и дело менялась.
Жертва «поросят»
После Второй мировой войны по репарации Советскому Союзу достался линкор «Юлий Цезарь» – один из легендарных кораблей итальянского военного флота. Позже он получил новое название – «Новороссийск», но Боргезе никак не мог пережить такую утрату. Как-то он даже заявил журналистам, что судно ходить под советским флагом не будет.
Трагические события произошли в ночь на 29 октября 1955 года. В то время «Новороссийск», принимавший участие в праздновании – 100-летия обороны Севастополя, находился на внутреннем рейде. С промежутком в 30 секунд раздались два сильных взрыва. Линкор перевернулся и исчез под водой. Погибли 829 человек – экипаж и моряки с других кораблей, поспешившие на помощь.
Разбираясь в причинах произошедшего, эксперты пришли к выводу, что корабль пустили ко дну боевые пловцы из итальянской флотилии MAC. Мол, больше это сделать никто бы не сумел. Косвенно данная версия подтверждается и тем, что именно 29 октября 1955 года все итальянские торговые суда неожиданно ушли из Крыма.