Вадим Телицын, автор книги «Нестор Махно», называет Феодосия Щуся неординарной личностью. И действительно: воля и жестокость в натуре этого человека спокойно соседствовали с крестьянской непосредственностью. Кроме того, Феодосий был на редкость амбициозен, однако довольно легко отдал пальму первенства Махно. Впрочем, есть версия, что погиб Щусь именно от руки Батьки.
Матрос-анархист
А. А. Данилевский в своей книге «Повесть о пустяках» пишет, что родился Феодосий (Федор, Федос) Юстинович Щусь (Щюс) в 1893 году в селе Большая Михайловка в бедной крестьянской семье. Несмотря на довольно простое происхождение, Феодосий всегда мечтал о почете и славе. Впервые путь к осуществлению этих фантазий открылся в 1915 году, когда Щусь был призван на военную службу. Так будущий атаман оказался на броненосце «Иоаннъ Златоустъ». Но Щусь сумел отличиться и на флоте: он увлекался боксом и борьбой (в том числе и джиу-джитсу) и был лучшим в этих видах спорта, по крайней мере, в своем экипаже.
Именно тогда в жизни Щуся появилась еще одна страсть – политика. Так как в те годы среди моряков преобладали анархические настроения, Феодосий стал членом одной из анархо-коммунистических групп. После Февральской революции Шусь поначалу переметнулся к революционерам, но отчего-то передумал, бросил все и уехал на родину, где уже вовсю орудовали анархисты. Сперва Щусь вступил в анархистскую организацию «Черная гвардия», а потом организовал свой собственный партизанский отряд, орудовавший, как утверждает Виктор Савченко, автор книги «Атаманщина», в Дибровском лесу.
«Правая рука» Махно
Как пишет Владимир Чоп в своей книге «Нестор Иванович Махно», узнав о существовании в окрестностях Дибровки (так нередко называли село Большая Михайловка) отряда под предводительством Щуся, махновцы, которые к тому моменту имели лишь опыт грабежей и убийств, поспешили с ним объединиться. С этого момента Нестор Махно обрел в лице Феодосия Щуся верного соратника и помощника. Именно Щусю, если верить изданию В. М. Скляренко «50 знаменитых загадок истории Украины», принадлежит легендарная фраза, обращенная к Махно: «Отныне будь нашим Батькой, а мы клянемся умереть с тобою!».
Несмотря на то, что эти слова можно расценивать как своеобразное выражение подчинения Батьке, Щусь тоже не был лишен амбиций. Один внешний вид Феодосия чего стоил. Как утверждает Сергей Богачев, автор издания «Истории Дикого поля», Щусь, который, кстати, стал начальником кавалерии повстанческой армии, носил тельняшку и бескозырку с названием броненосца, на котором когда-то служил, а также гусарский китель, старинную саблю, кинжал и наган. Даже своего коня Щусь все время украшал лентами и жемчугом, как на свадьбу.
Легенды о Щусе
Можно было бы предположить, что такими нехитрыми методами Щусь попросту пытался привлечь внимание женской половины махновцев. Однако Феодосий и без того считался эдаким армейским секс-символом. Привлекательности ему, скорее, прибавляло умение слагать стихи. Впрочем, Феодосий Щусь был абсолютно уверен в том, что он оставит такой след в истории, что скоро о нем самом начнут сочинять и стихи, и песни, и даже сказки. По крайней мере, так утверждал в своих трудах С. С. Дыбец. Щусь оказался прав: о его смерти до сих пор ходят легенды, потому как обстоятельства гибели атамана остаются неизвестными.
Согласно изданию «Русская революция на Украине. История махновского движения», одним из авторов которого является Петр Аршинов, по одной из версий, Щуся убил сам Махно. Якобы под конец Феодосий стал придерживаться позиций примирения. Батьке это не нравилось, и в июне 1921 года он велел своим людям разделиться на тех, кто был за него самого, и тех, кто стоял за Щуся. Перевес оказался не в пользу последнего. Заметив это, Махно попросту убил Феодосия. Впрочем, многие историки уверены в том, что упомянутая история – обычная выдумка. Скорее всего, Феодосий Щусь погиб в сражении махновских войск с 8-й кавалерийской дивизией Червонного казачества.