По мнению экспертов, новый военно-политический альянс AUKUS создает угрозу существующему миропорядку и может спровоцировать глобальный кризис. Это событие насторожило не только Азиатско-тихоокеанский регион, на который нацелен альянс, но и Россию.
Не рой яму другим
15 сентября 2021 года лидеры трех стран – Джо Байден (США), Борис Джонсон (Великобритания) и Скотт Моррисон (Австралия) на совместной видеоконференции заявили о подписании военно-политического пакта AUKUS (назван по начальным буквам стран-подписантов). Это партнерство, по мнению специалистов, в первую очередь создано с прицелом на противостояние в Азиатско-тихоокеанском регионе Китаю.
Однако первый удар новообразованный альянс, как ни странно, нанес по Франции – партнеру США и Великобритании в НАТО. Австралия ответила Франции отказом на ранее достигнутые договоренности о покупке 12 французских дизельных субмарин океанического класса, мотивируя это тем, что теперь она переориентировалась на заключение контракта с США о поставке атомных подлодок. Официальная Канберра объяснила это так: дизельные подлодки уже устарели и обойдутся они дороже, чем планировалось ранее – сумма контракта возросла с 50 до 56 млрд евро. Кроме того, сдвинулись сроки поставок, что для Австралии имеет принципиальное значение.
Австралийские СМИ подсчитали, что разрыв контракта обойдется Канберре более чем в 250 млн евро, что, конечно, не идет ни в какое сравнение с суммой потерянных Парижем денег. Однако для Австралии срыв контракта обернется еще и «подмоченной» репутацией. Теперь немногие страны, за исключением США и Британии, захотят иметь дело с таким ненадежным партнером. Очевидно, что Канберру и Париж ждут долгие юридические разбирательства.
Премьер-министр Австралии Скотт Моррисон, словно оправдываясь, сообщил, что для обеспечения безопасности Австралии жизненно необходимы именно ядерные субмарины, которые обязуются поставить Соединенные Штаты. Это не прихоть Канберры, а изменившееся положение в Азиатско-тихоокеанском регионе, вызванное возросшей активностью Пекина.
Франция не могла не отреагировать, и вскоре французский МИД и Минобороны выпустили официальное коммюнике, в котором отметили, что отказ Австралии от контракта принят к сведению, однако это противоречит тому доверительному тону, который был ранее достигнут в отношениях между Канберрой и Парижем. Макрон от своего лица добавил, что произошедшее сродни политической пощечине, после которой он до сих пор не может прийти в себя. А новый тройственный союз французский президент назвал угрозой как себе, так и интересам его страны.
Не откладывая ответ в долгий ящик, Франция отозвала своих послов для консультаций из США и Австралии. Этот шаг говорит о серьезности намерений Парижа. Публичных извинений от Канберры не последовало. Лишь президент США Джо Байден решился на утешительный звонок своему французскому коллеге, правда, по словам французской прессы, разговора между лидерами двух стран так и не получилось.
Британский премьер поступил более нагло и отчитал Макрона на французском языке, обращаясь к нему как к политику на грани нервного срыва и рекомендуя взять себя в руки. Впрочем, Париж не стал отзывать своего посла из Лондона, не желая ухудшать отношения с одним из своих ближайших соседей и, видимо, полагая, что Британия в этой сделке играла второстепенную роль.
В Москве тоже отреагировали на поведение Макрона. Представитель МИД Мария Захарова напомнила Парижу о том, что французы и сами не прочь нарушать достигнутые ранее договоренности. Речь о разрыве Францией соглашения на поставку России двух вертолетоносцев «Мистраль» в 2015 году. «Откуда гнев и горечь? (...) Или плохи только те ножи, которые ты чувствуешь в своей спине?», – уколола Макрона Захарова.
Напряжение возрастет
Евросоюз ждет, будут ли со стороны Франции сделаны реальные шаги в ответ на поведение Австралии и США. Некоторые эксперты полагают, что Париж в первую очередь намерен ответить Америке. К примеру, пригрозит выходом из НАТО или предложит свои партнерам по ЕС создать единые европейские вооруженные силы, о чем уже не первый год грезит Макрон. Сейчас во многом от Франции зависит как США в дальнейшем будут выстраивать свои отношения с Европой.
Впрочем, многие эксперты сомневаются, что Франция решится выйти из НАТО. Жестко Елисейский дворец может ответить равным себе партнерам, например, Швейцарии. 19 сентября 2021 года Берн отменил сделку с Францией на поставку французских истребителей Rafale в пользу американских F-35. Макрон был так разозлен, что отозвал приглашение швейцарскому президенту на рабочую встречу в Париже в ноябре текущего года.
Однако гораздо большую обеспокоенность создание AUKUS вызвало у Китая. В Пекине понимают, что именно они являются главной целью этого военного блока. В несколько меньшей степени тройственный союз несет угрозу интересам и безопасности России, что, конечно, связано с ее низкой активностью в Азиатско-тихоокеанском регионе.
Руководитель Центра военно-политических исследований Института США и Канады РАН Владимир Батюк отмечает, что активность атомных субмарин в оживленном Азиатско-тихоокеанском регионе создает опасный прецедент для дальнейшего распространения ядерного оружия. Ведь подлодки с атомными двигателями могут производить не только США и Великобритания, но и Китай, Россия и Франция.
Следует напомнить, что AUKUS это уже второй военный блок в этом регионе. Ранее альянс для сдерживания Китая создали США, Индия, Австралия и Япония – QUAD. Разумеется, с появлением AUKUS напряженность только возрастет. По мнению аналитиков, это похоже на игру в шахматы с выстраиванием фигурами внешнего и внутреннего контура, в любой момент одной из фигур можно пожертвовать без ущерба для итоговой геополитической победы.
В советское время уже была попытка создания Соединенными Штатами блока аналогичного AUKUS и QUAD, однако партнерство SEATO (Организация договора о Юго-Восточной Азии) не состоялось из-за провала США во Вьетнамской кампании. Правда Вашингтон все же достиг своих геополитических целей, расстроив отношения между Китаем, Советским Союзом и Вьетнамом, умело используя их внутренние противоречия.
Не следует сомневаться, что сегодня Пекин сделает все возможное, чтобы не стать жертвой геополитических игр США. Но пока он действует исключительно в дипломатическом русле, заявляя, что AUKUS вредит международному режиму нераспространения ядерного оружия, а также провоцирует гонку вооружений. С Пекином солидарна и Москва. Впрочем, США не привыкли прислушиваться к чьему-либо мнению.
Для России не все однозначно
Секретарь Совбеза РФ Николай Патрушев уверен, что России так же как и Китаю есть чего опасаться в текущей ситуации, ведь вместо одного агрессивного блока будет два. Здесь в очередной раз на ум приходят слова, сказанные Збигневом Бжезинским: «Новый мировой порядок при гегемонии США создаётся против России, за счёт России и на обломках России». Учитывая, что Китай наш стратегический партнер и покупатель сырья, то и его проблемы станут нашими.
Главное в данной ситуации действовать взвешенно, не допуская искусственного нагнетания напряженности. Китайский дипломат Ша Цзукан уже призвал власти Поднебесной готовиться к тому, чтобы первыми применить ядерное оружие и дать отпор любым проамериканским альянсам. Полковник запаса Виктор Литовкин заявил, что такой шаг неминуемо приведет к глобальной ядерной войне, последствия которой затронут не только Российскую Федерацию, но и всю планету.
Политический психолог Максим Артемьев не верит, что российские власти серьезно волнует новый блок и ради него они вряд ли станут кардинально менять свою внешнюю политику. Тем не менее, по словам Артемьева, это веская причина, чтобы консолидировать внутренние силы страны и объединить их идеей усиления противостояния коллективному Западу, особенно ввиду его возросшей активности у границ с Россией.
Существует другое мнение, что появление AUKUS лишь вызовет раскол внутри сложившегося западного альянса и ослабит его, так как США и Великобритания вынуждены будут распределять свой военный потенциал между двумя блоками. Это только на руку России. Очевидно, что AUKUS оттянет на борьбу с Китаем часть сил НАТО, у которой останется меньше ресурсов для противостояния России. Создание единой европейской армии ослабит Североатлантический альянс еще больше.
Аналитики отмечают, что конкурирующие между собой военные блоки гораздо менее страшны России, чем один сплоченный. Тем не менее даются прогнозы, что Россия пойдет по пути создания собственных военных альянсов. Об этом свидетельствуют активизировавшиеся в последние годы совместные военные учения с такими странами, как Китай, Индия, Пакистан, Иран, Лаос, Сербия, Белоруссия. Альянс с какой-то из этих стран возможно появится уже в ближайшие годы, полагают эксперты.