На данный момент только десять стран имеют авианосцы, среди которых США – неоспоримый лидер. А ведь ещё в 1980-е годы СССР располагал семью кораблями такого класса, незначительно уступая американцем (всего в два раза).
Наш ответ Вашингтону
После распада Советского Союза удалось сохранить только один авианосец – «Адмирал Кузнецов», который был перебазирован из Севастополя в Мурманск. Некоторые корабли превратились в груды металлолома, а какие-то продали в Индию и Китай.
Советские авианосцы вполне могли составить американским аналогам достойную конкуренцию. Проекты строительства таких кораблей в СССР возникли ещё до начала Второй мировой войны. После же победы над фашистской Германией советское правительство решило отдать предпочтение линкорам и крейсерам. Объясняется это военной доктриной – в Москве постоянно готовились к глобальным войнам, тогда как за океаном – к локальным конфликтам, в которых применение авианосцев давало неоспоримые преимущества. Позже и в Советском Союзе осознали, что использование таких плавсредств позволит удерживать господство в воздухе путём развёртывания авиагрупп в любой точке Мирового океана.
На первом этапе создания отечественных авианосцев, в СССР решили отдать предпочтение самолётам вертикального взлета Як-38. Они не нуждались в длинной взлётно-посадочной полосе, а это в свою очередь позволяло сделать судно более компактным.
Специально под такие летательные аппараты и были построены авианесущие крейсеры «Киев», «Минск», «Новороссийск» и «Адмирал Горшков». Но только после спуска авианосцев на воду стало понятно – Як-38 не может на равных конкурировать с американской палубной авиацией. Советская машина не отличалась манёвренностью, а на её взлёт и посадку расходовалось гораздо больше топлива, что ограничивало как радиус её действия, так и боевую нагрузку.
Пальма первенства
Проанализировав недостатки, в СССР решили всё-таки не изобретать велосипед и остановились на строительстве классического авианосца, при этом не отказываясь от мощных противокорабельных ракетных комплексов. Так появился «Адмирал Кузнецов», спущенный на воду в 1987 году. С его палубы могли взлетать истребители класса МиГ-29к и Су-33, которые по лётным и боевым характеристикам превосходили американские аналоги.
Длина советского аналога составила 306 метров при водоизмещении в 61 тыс. тонн, мощности в 50 тыс. л.с. Судно могло развить скорость до 29 узлов, а авиационная группа достигала 50 самолётов и вертолётов.
С такими внушительными характеристиками любопытно сравнить «Адмирала Кузнецова» с подобным ему по классу американским авианосцем типа «Нимиц» «Джордж Вашингтон», который спустили на воду в 1990 году. Длина корабля составляет 332 метра, водоизмещение – 97 тыс. тонн, мощность – 260 тыс. л.с., скорость – до 30 узлов. Возможность судна – нести до 90 единиц авиатехники.
Но на «Джордже Вашингтоне» было только 3 пусковые ракетные установки, а вот на «Адмирале Кузнецове» их число доходило до 44-х. Советские ракеты имели радиус действия до 500 км и могли нести ядерные заряды.
Догнать и перегнать
Отечественные авиаэксперты вынуждены были признать – по эффективности советские авианосцы значительно уступали конкуренту. Доктор военных наук, капитан первого ранга Константин Сивков считает корабли типа «Нимиц» универсальными. У американцев мощная катапульта позволяет взлетать более тяжёлым самолётам, тогда как трамплин на советских кораблях мешает разместить на борту габаритные летательные аппараты. Но отсутствие катапульты положительно сказывается на массе (она ниже), в результате чего снижаются энергетические затраты.
Отставание советского авианосцестроения от американского стараются ликвидировать уже современные российские специалисты. Кроме того, данной сферой заинтересовались и в Поднебесной. При этом совершенствуются не только подходы к строительству авианосцев, но и системы вооружений, способных эффективно противостоять американским кораблям.