Заключённые часто готовы рискнуть всем, чтобы сбросить оковы и избежать заслуженного наказания. История знает много примеров, когда отчаянные преступники бежали из тюрем. Однако, иногда что-то в их планах даёт сбой. Так, например, как-то советские зэки попробовали скрыться в Пакистане, думая, что окажутся в тропическом раю. Но на самом деле попали в самое пекло ада.
Побег из Якутии
В связи с огромными расстояниями между якутскими поселками и городами, наиболее удобным средством передвижения в республике было и остается воздушное сообщение. Кроме доставки пассажиров обычные рейсовые самолеты использовались и для транспортировки осужденных. В позднесоветские годы охрану преступников осуществляло, как правило, лишь небольшое количество вооружённых сопровождающих.
Так же было и в тот день, 19 августа 1990 года, когда на борт самолета, летевшего из следственного изолятора Нерюнгри в Якутск, кроме 36 пассажиров и 7 членов экипажа, также поднялись 15 заключенных и всего лишь трое конвоиров.
Сразу после взлета экипажу была передана записка, сообщающая об угоне воздушного судна и о возможном взрыве в случае неповиновения пилотов. Из мешка, который главари Исаков и Евдокимов продемонстрировали пассажирам, угрожающе выглядывали провода адской машинки (оказавшейся, к слову, лишь муляжом).
Чтобы не подвергать жизни невинных людей риску, конвоиры подчинились требованиям преступников, отдав им свое оружие. Бандиты выдвинули несколько требований, включая дозаправку лайнера, выдачу им огнестрельного оружия и обеспечение рациями. Они также потребовали доставить на борт двух подельников Исакова из изолятора. Речь шла о заключенных Сергее Молошникове, бывшим настоящим организатором побега, и Владимире Петрове. Злоумышленники решили бежать в Пакистан. Если вдуматься, логика их решения понятна. В годы Афганской войны отношения между двумя странами сильно испортились. Власти исламской страны подозревали спецслужбы СССР в организации убийства президента. Заключённые думали, что во враждебной Союзу стране они будут приняты с распростертыми объятиями.
Правоохранительным органам СССР пришлось выполнить все эти требования, чтобы защитить женщин и детей, после чего судно направилось в Красноярск для пополнения запасов топлива, а затем дозаправилось в Ташкенте.
В Пакистане
Как видно из событий, похитители не были осведомлены о местных законах и не знали, что воздушное пиратство в Пакистане карается смертной казнью. По прибытии в аэропорт Карачи, они изначально были дружелюбно встречены пакистанцами, но после сдачи оружия были немедленно арестованы. Заложников, которых они удерживали, как и сам самолёт, передали властям СССР.
Впрочем, смертную казнь заменили суровыми сроками заключения. Каждый из террористов был приговорен местным судом к заключению на 20-25 лет. Они оказались в переполненных камерах пакистанской тюрьмы, где температура порой доходила до +60°С. Не зная языка, заключенные требовали воды, но в ответ получали лишь избиения. Через несколько месяцев трое преступников погибли из-за тяжелых условий содержания.
Оставшиеся направляли многочисленные письма в советское консульство с просьбами о возвращении, но напряженные внешнеполитические отношения с Пакистаном не позволяли передать их советскому правосудию. Террористов спасла амнистия, объявленная в 1998 году к пятидесятилетию независимости государства. Они были освобождены, но не имели средств для возвращения на родину. Через некоторое время шестеро из них всё же вернулись, получив новые сроки, которые учитывали годы, проведенные в заключении в Исламской Республике.