Легенды, затмившие этимологию
Учёные считают, что название происходит от татарского «азау» — «зуб», «острие», что вполне соответствует её виду. Но народная молва предпочитает куда более живописные версии.
Тамара Левченко: как фронтовая медсестра чуть не увела Леонида Брежнева из семьи
По одной из них, гору назвали в честь разбойника Азова, принесённого в жертву собственным атаманом. Тот, спрятав награбленное в пещере, застрелил вызвавшегося сторожить сокровища молодца, чтобы дух его вечно охранял клад.
Вторая легенда легла в основу сказа Бажова. В ней говорится, что золото спрятали от жадных пришельцев «стары люди» — древние мирные племена. А стережёт его с тех пор таинственная девка-дух Азовка. Тот, кто назовёт её подлинное имя, получит и сокровища, и её руку.
Клад, который нашёлся
Что говорят ученые
Н.Н. Бортвин сделал подробное описание предметов, найденных в том кладе. Это наконечник копья, зеркало с ручкой, круглые бляхи для украшения одежды, идолы, имеющие человекоподобные черты, а так же фигурки птиц – все из бронзы. В общей сложности было обнаружено 33 предмета. Некоторые из них сломали ребята, надеясь найти внутри золото, но в целом, все изделия в хорошей сохранности. Бортвин датировал находки IV-III веками до н.э. и отнес их к пермскому звериному стилю (стиль бронзового художественного литья, распространенный в Северо-Восточной Европе, на Урале и в Западной Сибири в первом тысячелетии до н.э. и вплоть до Средних веков). В настоящее время предметы из Азовского клада находятся в Полевском и Екатеринбургском музеях.
В 50-х годах прошлого столетия археологическую разведку в этих местах проводила Е.М. Берс (Уральский государственный университет), которая на протяжении многих лет плодотворно занималась исследованиями археологических памятников Урала. Результаты она опубликовала в книге «Археологические памятники Свердловска и его окрестностей». Находки на горе Азов Берс увязала с обнаруженным ею же городищем на горе Думной и объектом, который она интерпретировала, как центр металлургического производства на Караульной (обе вершины расположены рядом с горой Азов). По мнению исследовательницы, древние жители этих мест – вогулы (современное название «манси») или, выражаясь языком бажовских сказов «стары люди», знавшие основы металлургии, использовали гору Азов в качестве места для молений и жертвоприношений. Здесь не жили, поскольку культурного слоя на горе обнаружить не удалось, но здесь творили обряды. Этим объясняется обнаружение святилища в гроте и клада.
Исследования, проведенные в 80-х годах археологами УрГУ В.Е. Стояновым и Г.В. Бельтиковой, подтвердили точку зрения Берс.

