25/03/22

Б-37: как Красная Армия применяла самую большую советскую пушку

Это суперорудие выпустило  в Великую Отечественную войну, по разным данным, от 81 до 185 бронебойных и фугасных снарядов, каждый из которых весил более тонны. Б-37 могла бить на 45,6 км.

Для чего она предназначалась

Военный историк Алексей Васильев писал, что Б-37 предполагалось устанавливать на линейные корабли типа «Советский Союз». Но с началом Великой Отечественной войны строительство таких линкоров было прекращено и работы по его созданию свернули.

Известно, что только одно опытное орудие из существующих пяти принимало непосредственное участие в Великой Отечественной войне в боях под Ленинградом. Б-37 было установлено на Научно-исследовательском морском артиллерийском полигоне, расположенном во Всеволжском районе Ленинградской области. Всего на полигоне находилось 14 орудий, и Б-37 среди них было самым мощным.

Как пушка проявила себя в боях

Как писала в 1982 году «Ленинградская правда», впервые Б-37 открыла огонь по гитлеровцам в августе 1941 года, когда немцы атаковали совхоз «Красный бор». Разрывы 1108-килограммовых снарядов, по свидетельству пленных фашистов, переворачивали танки. Двигавшаяся по направлению к Ленинграду танковая колонна была остановлена и повернула назад. Небывалая мощь этих зарядов вызывала панику в рядах врага, Б-37 могла стрелять как фугасными, так и бронебойными снарядами.

Несколько месяцев Б-37 не могла вести огонь из-за отсутствия боекомплекта и артиллеристы даже выкапывали зарывшиеся в землю и неразорвавшиеся во время довоенных испытаний орудия снаряды. В конце концов выпуск снарядов 406-миллиметрового калибра был возобновлен в блокадном Ленинграде.

По воспоминаниям участника обороны Ленинграда Николая Кислицына, даже по звуку разрывов можно было понять, что огонь ведет Б-37. Немецкие бомбардировщики тщетно пытались выяснить, где стоит это грозное орудие, но разведать ее местонахождение им так и не удалось из-за хорошей маскировки суперпушки.

Историк Владимир Краснов в книге о военном судостроении накануне Великой Отечественной войны писал, что наиболее результативно Б-37 действовала во время наступательной операции «Искра» по освобождению Ленинграда от блокады.  Огнем этого орудия была разрушена Дубровская ГРЭС, захваченная немцами. Пушка обстреливала также рабочие городки поселка Невдубстрой, превращенные немцами в мощные опорные пункты. В ходе операции «Искра» Б-37 выпустила по врагу 33 снаряда. В частности, ее огнем в январе 1944 года была уничтожена стратегически важная высота-укрепрайон 112.0 (цель № 23) севернее города Пушкина.

Командующий Балтфлотом, адмирал Владимир Трибуц, рассказывая об обстреле цели № 23, подчеркивал, что этот «зловредный «орешек»» очень мешал в наступательной операции «Искра», и «расколоть» его удалось именно при помощи огня Б-37. Снаряды пушки попали в железобетонный КП, разрушили доты и склады боеприпасов.

Последние боевые стрельбы Б-37 провела в Выборгской операции. При обследовании пораженных 406-миллиметровым орудием в районе ж/д станции Белоостров целей установлено, что огнем были уничтожены пулеметные гнезда, участки дорог (воронки от разрывов тонных снарядов имели глубину в несколько метров), немцы бросили уцелевшие после обстрела две 76-миллиметровые пушки, а в другом месте целую зенитную и противотанковую батареи.

Наиболее популярна версия о том, что за всю войну Б-37 выпустила 81 фугасный и бронебойный снаряд. Однако кандидат исторических наук, начальник отдела научно-экспозиционной работы Центрального военно-морского музея Валерий Лукин приводит другие данные – о 185 выстрелах, по большей части фугасных.