Относительно происхождения бацбийцев – православных чеченцев – нет единого мнения. Кто-то считает, что они пришли в Грузию из Ингушетии, а кто-то отстаивает версию о переселении цова-тушинов из Чечни. Грузины же убеждены, что бацбийцы – это всего лишь ветвь грузинского народа.
Следы христианства
По многочисленным археологическим находкам можно судить, что христианство среди вайнахских народов, от которых произошли чеченцы, ингуши и бацбийцы, начало распространяться в XI-XIII веках. Об этом также свидетельствует чеченская топонимика. Так, название села Кернстне переводится как «Христианское», а Гоьчачга ага – как «поляна святого Георгия». Христианизация горцев прекратилась после нашествия Тамерлана и народы стали тяготеть к языческой культуре. В XVII-XVIII веках вайнахи приняли ислам и только бацбийцы остались православными.
В настоящее время численность бацбийцев не превышает трёх тысяч человек. Они проживают в Тушетии (северо-восточная горная область Грузии), разговаривают на своём языке (письменность на нём отсутствует), летом пасут стада в горах, а на зиму спускаются в свои селения.
Наши дни
Бацó стремятся сохранить свою самостоятельность, что идёт в разрез с официальной политикой Грузии, направленной на грузинизацию всего населения. Сделать это не так-то просто ещё и потому, что автономию бацó потеряли аж в XVI веке, когда кахетинский царь Александр II захватил земли Тушетии. Пострадали они также от грузинских властей в начале XX века и в годы сталинских репрессий.
Но даже несмотря на все исторические перипетии, исторически-родственное единение чеченцев, ингушей и бацбийцев наблюдается и сегодня. Например, сидя за одним столом с чеченцами, бацó может спокойно есть свинину и креститься по православному обычаю. Примечательно, что вайнахский народ воцерковляется всё активнее, а языческие традиции, распространённые ещё в конце XIX века, становятся пережитком прошлого.