Константин Рокоссовский — один из наиболее выдающихся военачальников Великой Отечественной. Под его началом успешно воевали не только регулярные части, но и штрафбаты.
Штрафные батальоны появились на фронтах Великой Отечественной вслед за приказом Наркома обороны N227 от 27 июля 1942 года, известном как «Ни шагу назад». Провинившимся перед партией и родиной бойцам предоставлялась возможность кровью искупить свою вину.
Из 34 миллионов человек воевавших в рядах Красной Армии, свыше 427 тысяч прошли через штрафные роты и батальоны (в среднем 1,24% от общей численности военнослужащих каждого из фронтов). Зачастую их бросали на наиболее сложные участки фронта и задействовали в активных фазах наступательных операций. Именно поэтому штрафные части были распространены в армиях Рокоссовского, который принимал участие практически во всех ключевых операция Великой Отечественной.
В январе 1943 года, когда ударная группировка Донского фронта под командованием Рокоссовского участвовала в окружении и разгроме 6-й армии Паулюса под Сталинградом, в ее составе сражались 60-я и 61-я отдельные штрафные роты. Штрафников бросили на один из самых горячих участков битвы – северо-восточный берег балки Караватка, где гитлеровцы прочно удерживали оборону. В ходе длительного штурма, стоившего больших потерь, сопротивление врага было наконец подавлено. Погибли три командира взводов и несколько десятков бойцов, более сотни человек получили ранения.
Одним из самых известных штрафных подразделений, находившихся под общим командованием Рокоссовского, стал 8-й отдельный штрафной батальон сначала Донского, потом Центрального, а затем Белорусского фронта. Это было довольно устойчивое формирование, составленное исключительно из офицеров: от лейтенанта до полковника.
Судьбы у попавших сюда были разные. Кто-то украл трофейный мотоцикл и сбил на нем ребенка, кто-то чинил сексуальное насилие над подчиненными женщинами, а кто-то разрешил на маршруте сложный пилотаж и погубил молодого летчика. Один капитан-лейтенант с Северного флота, владевший немецким языком, поймал по рации речь Геббельса и зачем-то записал ее на русском языке.
До августа 1944 года батальон возглавлял полковник Аркадий Осипов, которого подчиненные считали эталоном командира: взвешенный и осмотрительный, всегда выбиравший тактику, позволявшую избежать больших потерь.
В феврале 1944 года примерно 850 «активных штыков» 8-го штрафбата участвовали в освобождении белорусского горда Рогачёв. Благодаря отличному знанию района (Осипов был уроженцем Рогачёва) командир скрытно провел свое подразделение через скопление вражеских войск, затем отрезал развилку на Жлобин и Бобруйск и перекрыл железную дорогу, лишив тем самым немцев путей отхода и возможности подтянуть резервы.
Воевали бойцы 8-го штрафбата преимущественно новым оружием: пистолеты-пулеметы Шпагина, противотанковые ружья Симонова, станковые пулеметы Горюнова. По штату батальон имел 435 винтовок, 139 автоматов, 27 ручных пулеметов и 16 противотанковых ружей. При освобождении Рогачёва в помощь штрафбату был выделен взвод огнеметчиков. Не хуже, чем в других частях штрафников обеспечивали продовольствием и обмундированием.
В штрафбатах гибли в шесть раз чаще, чем в обычных частях, это касалось и офицерского состава. В 8-м отдельном штрафном батальоне из 18 офицеров до конца войны дошли лишь три человека. Если при формировании 8-й батальон насчитывал свыше тысячи человек, то накануне Победы в нем едва могла набраться сотня.
Не помогали поддерживать численность состава и регулярные пополнения. В основном штрафбат пополнялся офицерами, которые по разным причинам не смогли выйти из окружения и застряли на оккупированной территории. Несмотря на то, что ко многих из них приклеилось клеймо «изменника», в штрафбате к ним отнеслись более чем участливо.
Командированный в 8-й штрафбат лейтенант Александр Пыльцын отмечал, что от ордена до трибунала в штрафбатах был всего один шаг. Он вспоминал, как обнаружил в зоне боевого охранения заминированный участок и имея лишь поверхностные представления в саперном деле решил его на свой страх и риск ликвидировать – вручную перенести мины в безопасное место. В итоге одна мина все же рванула: лейтенант с покалеченной ногой попал в госпиталь, а его сослуживец погиб. Этим делом заинтересовался прикрепленный к батальону особист, однако награда командующего 70-й армией — орден Красной Звезды — спасла Пыльцына от трибунала.
Впрочем, и наказание в штрафбатах было делом распространенным. Так, Рокоссовский снял с занимаемой должности начальника штаба батальона из-за его невнимательной работы с документами. Его обвинили в том, что в списках убитых и раненых оказались бойцы, переметнувшиеся на сторону врага.
К Константину Рокоссовскому при всей его высокой требовательности подчиненные относились с громадным уважением. Он мог найти общий язык не только с генералами, но и с рядовыми бойцами и даже штрафниками. После тяжелейших боев под Жлобином, когда 8-й батальон понес большие потери, Рокоссовский лично посетил штрафное подразделение.
Все, кто помнил тот визит восхищались доброжелательной и спокойной манерой генерала вести разговор. Никаких упреков, обвинений и оскорблений, а только наставления умудренного опытом командира. Именно после той встречи бойцы 8-го отдельного штрафного батальона совершили беспримерный бросок в тыл врага.
Рогачёвско-Жлобинскую операцию февраля 1944 года можно назвать самой успешной, в которой принимал участие 8-й штрафбат. По ее итогам около 600 штрафников (из более чем 800) были освобождены от дальнейшего отбывания наказания в штрафбате и восстановлены в прежних званиях. Одним из главных инициаторов такого решения стал Рокоссовский.
Многие из бойцов 8-го штрафного батальона были награждены медалями «За Отвагу» и «За боевые заслуги», а также орденами Славы III степени. Боевые награды получали не только мужчины, но женщины.
В одном из приказов командующего Центральным фронтом генерал-полковника К. К. Рокоссовского о награждении говорилось, что бывший боец 8-го отдельного штрафного батальона Лукьянчикова Пелагея Ивановна, исполняя обязанности санитарки, самоотверженно оказывала помощь раненым на поле боя. За 10 дней боев ею было вынесено из-под огня 47 раненых бойцов с их личным оружием.
Наверное, самым тяжелым испытанием для 8-го штрафного батальона стала битва на Курской дуге, где штрафбат потерял 143 человека убитыми и 375 ранеными. Но это не помешало его бойцам одерживать победы под Жлобином и Брестом, на Висле и Одере, за Нарвский плацдарм и Кенигсберг. Начав со Сталинграда, 8-й штрафбат достойно закончил войну под стенами рейхстага.