После распада СССР история получила множество новых трактовок. То, что в советских учебниках и фильмах представало как однозначное зло — например, басмачество — в новых независимых государствах стало рассматриваться как национально-освободительное движение. Кровавые бандиты на экране превратились в партизан, боровшихся против насаждения чуждой идеологии. Но где же правда? Кем на самом деле были люди, которых советская власть назвала «басмачами»?
Налётчик — значит бандит
Само слово «басмач» не было советским изобретением. Как отмечают исследователи Леонид Бляхер и Илдус Ярулин, оно происходит от узбекского «басма» (налет) с суффиксом «-чи», указывающим на род занятий. «Басмач» — это попросту «налётчик». Так в Средней Азии испокон веков называли конных грабителей, нападавших на караваны и мирные кишлаки. Это слово несло сугубо негативный, криминальный оттенок задолго до прихода большевиков.
Однако в начале XX века ситуация изменилась. После Октябрьской революции и установления советской власти в Туркестане многие местные жители, особенно глубоко верующие мусульмане, восприняли новую власть как вторжение «неверных». Они стали объединяться в отряды, называя себя моджахедами — участниками священной войны (джихада). Их идеологией был ислам, а целью — сопротивление антирелигиозному коммунистическому режиму.
Как моджахеды стали «бандитами»
Столкнувшись с таким идеологически заряженным сопротивлением, советское командование оказалось в непростой ситуации. Воевать с «угнетенным населением» или «верующими» было плохой риторикой. Нужен был образ врага, лишенный всякой легитимности.
Черное море: почему оно считается самым плохим в мире
И здесь пригодилось старое, хлёсткое слово «басмач». Как пишут Бляхер и Ярулин, это слово стало «спасением для освободительной Красной Армии». Против неё выступали не борцы за веру, а обычные бандиты, грабители («басмачи»), находящиеся вне закона. По отношению к ним любое насилие становилось оправданным. Так произошла сознательная смысловая подмена, позволившая перевести сложный религиозно-политический конфликт в плоскость борьбы с уголовщиной.
Пёстрый состав
Национальный состав движения был крайне пёстрым, что отражало сложную этническую мозаику Туркестана. По данным русского генерала Константина фон Кауфмана конца XIX века, регион населяли десятки народов: узбеки, таджики, киргизы, туркмены, сарты, казахи, а также татары, евреи, дунгане и другие.
«Информацию и статистические данные русского генерала о народонаселении Туркестана можно принять как достоверные, так как он был не только политически заинтересован в них, но и имел на это полный административный ресурс. Поэтому мы считаем полученные результаты наиболее точными для конца XIX в.», – писала Т. Омурзакова.
Поскольку власти Российской империи считали киргизов и казахов одним народом, называя последних киргиз-кайсаками, то неудивительно, что к киргизам были причислены почти 50% всего населения Туркестана, на территории которого помимо среднеазиатских республик находился и современный Казахстан. Правда, движение басмачей затронуло лишь южные регионы этой страны и не имело такого размаха, как в Узбекистане или Таджикистане.
Если же говорить о Средней Азии как таковой, то больше всего басмачей, наиболее упорно сопротивлявшихся новым порядкам, оказалось в тех местах, где самым многочисленным народом были сарты. В конце XIX века к этой национальности относились около 800 тысяч человек, они составляли большинство населения Сырдарьинской и Ферганской областей, а также Зеравшанского округа. 26% всех жителей Туркестана являлись сартами.
Какие цифры у русских считаются проклятыми
Вторым по численности народом, представители которого входили в отряды басмачей, были узбеки: 200 тысяч человек, или немногим более 6,3% всего населения восточной провинции. На третьем месте оказались таджики: 150 тысяч человек или около 4,7% жителей Туркестана.
Несмотря на историческую и статистическую достоверность отчета, который составил генерал К. П. фон Кауфман, по тем или иным причинам в него попали далеко не все народы Средней Азии. Например, вне списка остались ногайцы, которых власти Российской империи исторически причисляли к татарам.
Куда пропали сарты
Таинственное исчезновение сартов, случившееся в начале ХХ века, интересует многих исследователей. Если говорить просто, то советская власть записала сартов узбеками. И произошло это не в отместку народности, представители которой составляли большинство в движении басмачей, а всего лишь ради унификации населения Средней Азии, где были образованы Узбекская, Таджикская, Киргизская и Туркменская ССР.
Доктор исторических наук Сергей Абашин посвятил этой теме статью «Возвращение сартов? Методология и идеология в постсоветских научных дискуссиях», которая была напечатана в журнале «Антропологический форум» (№ 10 за 2009 г.). Ученый отметил, что споры об этом народе не утихают уже долгое время.
«Данные, которые появились в результате более близкого знакомства с регионом в середине XIX в., заставили исследователей задуматься, какие из признаков являются основными в формировании сартов и к какому народу их соответственно можно отнести. Если это образ жизни, обычаи, психология и внешний облик, то сартов нужно отнести к иранским народностям. Если язык – то их нужно включить в число тюркских племен», – констатировал С. Н. Абашин.
Ученый выразил мнение, что исчезновение сартов с этнической карты Средней Азии стало результатом некого негласного соглашения, достигнутого в ходе переговоров между коммунистами и местной мусульманской элитой.
Идеологи марксизма-ленинизма все же осознали допущенные ошибки и встали на путь веротерпимости, решили учитывать религиозно-культурные особенности региона. Басмачество постепенно сошло на нет по причине его полной бесперспективности, а исламские лидеры стали призывать верующих принять новую власть.
Так или иначе, а с момента Всесоюзной переписи 1926 года сарты больше нигде не значились как народ. И считается, что сейчас они уже полностью ассимилированы соседями.
А вот доктор исторических наук Светлана Брежнева полагает, что сарты исчезли с этнической карты Средней Азии, поскольку к началу ХХ века этнографические различия между таджиками и узбеками практически стерлись, два этих народа стали отличаться лишь по наречию. (Как известно, одни ираноязычные, другие тюркоязычные). Об этом исследовательница написала в своей статье «Народы Туркестана в составе Российской империи», которая была опубликована в журнале «Российские регионы: взгляд в будущее» (№ 1 за 2017 г.).
И сарты, представлявшие собой нечто среднее между узбеками и таджиками, были причислены к первым по причине схожести языков, ведь наречие исчезнувшего народа, очевидно, имело тюркские корни.
