Официальная история басмачества в СССР была во многом мифологизирована: ни о реальных причинах возникновения, ни о масштабах и массовости данного движения в Советском Союзе предпочитали не говорить.
Бандиты или партизаны?
Как считает современный таджикский историк Камолудин Абдуллаев, то, что на движение басмачей определяющее влияние оказывали англичане и ваххабиты, – это один из главных советских мифов о басмачестве. Абдуллаев убежден: решающими мотивами для возникновения массового сопротивления новой власти стало ее насилие по отношению к дехканам и многочисленные бесчинства со стороны советских комиссаров и РККА – именно это и привело к гражданской войне, в которую оказались вовлечены противники и сторонники Советов.
Религиозный фактор, мотивировавший басмачество, также имел место, однако, по мнению Абдуллаева, в целом это движение не являлось национально-освободительным. Басмаческие отряды были разобщены, у них отсутствовала единая цель, они не имели центрального руководства.
Некоторые курбаши сотрудничали с Советами
По данным российского историка Александра Андреева, приводимым в его книге о «восточных орденах», первым басмачом в Туркестане можно назвать Кичика Эргаша (Маленького Эргаша) – такое прозвище было у бывшего руководителя милиции Туркестанской автономии, не признавшей советскую власть. К Эргашу увел свой многочисленный отряд, поначалу созданный большевиками для охраны правопорядка, такой авторитетный курбаши как Мадамин-бек.
Мадамин-бек обладал огромным авторитетом в Туркестане и в короткие сроки взял под контроль территорию практически всей Ферганской долины. Некоторое время курбаши руководил Временным Ферганским правительством, но после поражения отрядов басмачей в боях с частями РККА начал сотрудничать с Советами. Его использовали как переговорщика, пытавшегося склонить на сторону новой власти других лидеров басмаческого движения. В 1920 году курбаши Кур-Шерман обманом заманил Мадамин-бека с небольшим отрядом охраны «на переговоры» в кишлак Вуадиль, где все приглашенные были убиты.
Кремневые «карамультуки» – главное оружие
В исследовании узбекского публициста Ядгора Норбутаева развенчивается еще один миф о басмачах, созданный апологетами версии об «английском покровительстве» движения. Туркестанские «коллаборационисты» воевали в основном с «карамультуками» – старинными кремневыми ружьями. Английские «спрингфилды» и немецкие «маузеры» у басмачей имелись, но их было сравнительно немного.
Первые отечественные истерны создавались именно на темы борьбы с басмачеством. Басмачи — лихие кавалеристы – тоже выдумка советского кинематографа. Как пишет Ядгор Норбутаев, отлично держались в седле только басмачи-туркмены, ферганские и бухарские дехкане им в этом умении сильно проигрывали. Азиаты не имели боевой кавалеристской практики в ХХ веке: в Первую мировую войну их в армию не призывали. Поэтому лошадей басмачи чаще всего использовали при передислокациях с места на место, а непосредственно перед боем с противником спешивались.
Круги, кресты, полумесяцы: знаки отличия командиров басмачей
В советской историографии, доступной широкому кругу читателей (зрителей кино), чаще всего употреблялся один термин, обозначающий командира басмачей – «курбаши». Однако, согласно исследованию историка Александра Андреева, на начальном этапе басмаческого движения, до разгрома самопровозглашенной Туркестанской автономии, в этом «восточном ордене» было утверждено 5 воинских званий, в зависимости от численности формирования, которым руководил тот или иной «баши»: командиры подразделялись на унбашей (десяток), юзбашей (сотня), курбашей (отряд), ляшкар-башей (военный район) и эмиров ляшкар-башей (военный округ). Командиры низшего звена отличались красными кругами (один в другом), расположенными на правой стороне одежды, у юзбашей там же был знак с кругом, обрамлявшим крест, а правый рукав помечался двумя полумесяцами.
Когда басмаческое движение стало массовым и отряды в основном пополнялись за счет простых дехкан, необходимость в подобных знаках отличия отпала.
Действовали вплоть до начала Великой Отечественной
В сознании большинства укрепилось мнение о том, что с басмачеством было покончено еще в Гражданскую войну. Однако это далеко не так. С разгромом крупных банд большое количество маргинализировавшихся мелких отрядов и групп передислоцировались на иранскую, китайскую и афганскую территории, и оттуда совершали нападения на советские погранотряды. Часто это были контрабандисты.
Согласно истории Пянджского погранотряда, с 1931 по 1940 годы советские пограничники только этого подразделения ОГПУ – НКВД СССР уничтожили свыше 40 басмаческих банд, ликвидировав или пленив более тысячи их участников. В докладной записке НКГБ Таджикской СССР сообщается, что во время Великой Отечественной войны германская агентура предпринимала неоднократные попытки возобновления басмаческого движения на южных границах Советского Союза. Полностью ликвидировать активность басмачей в этих районах чекистам удалось только к 1944 году.