Раскол Русской православной церкви – одна из самых трагичных страниц российской истории. Он породил множество различных течений, каждое из которых несло свой набор догм и обрядов. Одним из самых радикальных и мрачных ответвлений раскола стала секта бегунов, оформившаяся к концу XVIII века.
Происхождение и верования
Секта начала складываться еще в XVII веке как ответвление так называемого филипповского согласия — беспоповского старообрядческого объединения сторонников старца Филиппа. Идеологом бегунов считается Ефимий, отставной солдат, объявивший себя защитником «старой веры». Ефимий призывал к полному разрыву с миром, государством и церковью, видя в них воплощение антихриста. Бегуны отвергали все таинства церкви, включая крещение, брак и причащение. Они проповедовали аскетизм, безбрачие и отказ от собственности.
Жизненный уклад бегунов
Бегуны вели кочевой образ жизни, за что и получили свое название. Они скрывались от властей в лесах и болотах, создавали тайные общины, где соблюдали строгие правила и обряды. Характерными чертами их образа жизни были:
- Отказ от мирской жизни. Бегуны не имели постоянного жилья, не занимались сельским хозяйством и ремеслами.
- Аскетизм. Они носили грубую одежду, питались скудной пищей и подвергали себя различным лишениям.
- Секретность: Бегуны тщательно скрывали свои убежища и обряды.
Казалось бы, странно, но в целом — безобидно. Впрочем, так было до поры до времени.
Разбойники с большой дороги
Как и любое благое начинание, чистые идеи бегунов испортили деньги. Секта пользовалась большой популярностью и сочувствием со стороны простых жителей. Поэтому вскоре у них стали скапливаться большие суммы подаяний. Легкие деньги и жажда свободы стала привлекать в секту лихих людей. В бегуны уходили дезертиры, каторжники, беглые преступники.
С течением времени в секте усилились экстремистские тенденции. Появилась практика самосожжения. Многие бегуны добровольно уходили из жизни, считая это единственным способом избежать искушений мира. Некоторые группы бегунов стали практиковали ритуальные убийства, в том числе младенцев. А кое-кто «докатился» даже до каннибализма и употребления человеческой крови.
Борьба с сектантами
Несмотря на то, что бегуны никогда не были особенно многочисленными, их религиозный радикализм привел к тому, что сектантов стали бояться. Неудивительно, что государство старалось всячески бороться с раскольниками. Особенно с такими, которые стали больше похожи на преступников. К концу XIX века часть наиболее радикальных бегунов была уничтожена. Оставшиеся же подались на север — подальше от длинных рук правосудия.