Майкл Тайсон – человек, заслуживший прозвища «железный кулак» и «самый крутой парень планеты», боксер-профессионал, абсолютный чемпион в тяжелом весе, одно лишь перечисление наград и побед которого займет не одну страницу. Об этом спортсмене слышали и знают даже люди, далекие от бокса. Те же, кто занимается жестким спортом серьезно, практически боготворят его, дотошно разбирая каждый поединок и заучивая страницы биографии легендарного бойца. Важнейшую роль в становлении Майкла Тайсона сыграл его тренер Константино Д’Амато. И не менее значительное влияние на боксера оказала гражданская жена Константино, которую Тайсон называл своей «белой мамой».
«Черная мама» Тайсона
Майкл не был сиротой, у него была своя родная чернокожая мать, Лорна Смит, которую Майкл очень любил, но которая, по его собственным словам, «не отвечала ему взаимностью». Мальчишка рос без отца в криминальном районе, фактически, предоставленный самому себе. В детстве мать поколачивала Майкла и едва ли не своими руками пристрастила к спиртному: она давала ему джин, чтобы он спал и не беспокоил ее. Она вообще была энергичной дамочкой. В одном из интервью боксер вспоминал, как однажды Лорна на его глазах избила своего любовника. Собственно, именно этим Тайсон впоследствии оправдывал свою склонность к семейному насилию: он в самом деле привлекался к суду за избиение жены, но он вырос в ситуации, когда женщины дрались с мужчинами вполне на равных, и это было обычным делом.
Совершенно неудивительно, что тихий, склонный к полноте мальчик, обожающий голубей (именно таким был Майкл в раннем детстве) в конце концов стал членом одной из подростковых преступных группировок Бруклина и прослыл неукротимым и жестоким драчуном. Он оказался в школе для несовершеннолетних преступников, где его заметил учитель физкультуры. Он и порекомендовал отбывшего наказание Майкла своему знакомому, тренеру Константино Д’Амато. Майклу тогда исполнилось 13 лет.
В семье Д’Амато
Константино был одним из самых лучших тренеров, заслуживший к моменту знакомства с Майклом прекрасную репутацию. Он известен и как теоретик бокса, разработавший стиль «peek-a-boo» (от названия детской игры в прятки). Стиль «пикабу» заключается в том, что боксер на ринге находится в непрерывном движении, совершает множество «нырков», быстрых маятникообразных наклонов корпусом и т.д. Именно этот стиль и сделал неуязвимыми учеников Д’Амато и, в первую очередь, Тайсона. Говорят, что когда 13-летний Майкл впервые встал в спарринг на глазах у Д’Амато, тренер, понаблюдав за ним, сказал: «Этого парня я ждал всю жизнь».
Для своих подопечных, большинство из которых были трудными подростками, Константино стал фактически вторым отцом. Мальчишки зачастую жили и столовались в его доме. И если тренер был непререкаемым авторитетом в спортивном зале, то в доме Д’Амато царила его гражданская жена. Та самая, которую Тайсон всю жизнь называл своей «белой мамой».
«Белая мама»
Ее звали Камиллой. Она была дочерью эмигрантов, выходцев с Западной Украины, Игната и Анастасии Иващук (или Еващук). О причинах, побудивших Игната и Настю покинуть Родину, информации в открытых источниках нет, но догадаться, в общем, несложно. Глубокое неприятие советской власти и Вторая мировая война многих украинцев забросили за океан. Уже в США Иващуки приняли фамилию Эвалд. Семья жила в пригороде Нью-Йорка Кетскил.
Камилла познакомилась с Константино вскоре после окончания войны. Повод для знакомства был вполне семейный – сестра Камиллы была замужем за братом Константино. Законной женой тренера Камилла так и не стала, но вместе они прожили всю жизнь.
Как и большинство украинок, Камилла была великолепной хозяйкой. В доме она поддерживала идеальный порядок и у каждого из учеников Константино были свои обязанности. Майкл, например, должен был выносить мусор. Камилла прекрасно готовила и баловала учеников своего мужа вкусностями, в том числе, и разной выпечкой. Неудивительно, что Тайсон, как говорят, на всю жизнь сохранил симпатию к Украине. На одной из пресс-конференций, данных в Киеве, он вспоминал, что именно Камилла научила его уважительно общаться с людьми и быть дисциплинированным. Она требовала, чтобы он мог сам позаботиться о себе, навести порядок у себя в комнате, приготовить себе еду. В итоге, она научила Тайсона, по его собственному признанию, быть независимым.
Когда умерла его родная мать, Камилла очень поддерживала и утешала парня. И тогда юный Майкл спросил, не согласится ли Камилла теперь быть его мамой, может ли он так называть ее. «Конечно!» — ответила она.
Константино Д’Амато усыновил Майка Тайсона, когда будущему чемпиону было 15 лет.
Сам великий тренер не дожил до главной победы своего ученика – титула чемпиона мира, который был завоеван Тайсоном в возрасте 20 лет. Он стал самым молодым боксером в истории, достигшим этого статуса. Но его приемная мать, Камилла Эволд разделила его триумф. Она всегда была рядом – и когда Тайсон побеждал, и когда оказался в тюрьме, и когда он жестоко страдал от пристрастия к наркотикам. В ее доме чемпиона всегда ждала его комната и возможность выговориться, быть выслушанным и утешенным.
Камилла Эволд умерла в возрасте 96 лет и была похоронена рядом с Константино Д’Амато.