В детстве Иван Беляев обнаружил в отцовской библиотеке несколько книг, посвященных истории Парагвая. Они с головой захватили парня, который до этого залпом проглотил приключенческие произведения Фенимора Купера и Майна Рида про индейцев. Мог ли малолетний Ваня предполагать, что когда-то он сам станет настоящим вождем краснокожих?!
Потомственный военный
Сын генерала от артиллерии Тимофея Михайловича Беляева пошел по стопам отца. К началу Первой мировой войны он дослужился до полковника. Воевал храбро, не прячась за спинами солдат, и в 1915 году стал Георгиевским кавалером «за спасение батареи и личное руководство атакой». Был несколько раз ранен, но неизменно возвращался в строй, участвовал и отличился в Брусиловском прорыве.
Против своих не ходил и не пойду
После революции генерал-майор Иван Тимофеевич Беляев категорически отказывался присоединиться к одной из враждующих сторон, заявив: «Против своих не ходил и не пойду!». Но вскоре монархические взгляды возобладали — в 1918 году он стал командиром батареи в Добровольческой армии. Сражался все также храбро и отличился не только в ратном деле, но и в вопросах организации снабжения и вооружения белогвардейских формирований.
В эмиграции
В марте 1920 года с остатками Добровольческой армии Беляев отплыл сначала в Галлиполи, а потом в Болгарию. В 1923 году он перебрался в Буэнос-Айрес, а годом позже — в Парагвай. Здесь он попал в свою стезю, организовав ряд экспедиций в междуречье рек Парагвай и Пилькомайо для картографической съемки и исследования быта и жизни индейцев. За годы жизни в Парагвае он совершил 13 экспедиций, оставив огромное научное наследие: словари местных индейских языков, описания быта, культуры и религии, исследования по климатологии и биологии региона.
На военной стезе
Впрочем, о военном прошлом бывший генерал тоже не забывал. В 1932-1935 годах он принял участие в Чакской войне (Парагвая против Боливии). Продолжительное время Беляев занимал пост военного советника президента Парагвая, дослужился до звания бригадного генерала и почетного гражданина страны. А одно время под его началом служил будущий президент Парагвая Альфредо Стресснер.
Сильная рука
За годы экспедиций Беляев хорошо изучил нравы парагвайских индейцев Чако, завоевал их доверие и даже под именем Алебук («Сильная рука») был избран вождем одного из самых сильных и воинственных кланов — клана Тигра. Отойдя в конце 1930-х от военных дел, Иван Тимофеевич занялся борьбой за права индейцев, за что в благодарность получил от них прозвище «Белый отец». За заступничество те считали его сыном Бога.
Ну а Беляев действительно сделал немало для популяризации культуры Чако и борьбы за равноправие индейцев. Он даже организовал первый в истории Америки индейский театр, который с успехом гастролировал в регионе.