«Ты бей штыком, а лучше бей рукой – оно надежней, да оно и тише», – пел Высоцкий. Для гитлеровцев, столкнувшихся с Красной Армией, виртуозное владение советскими солдатами рукопашным боем стало шоком. С 1918 года его изучение было обязательным: гимнастика, бокс, самбо, штыковой бой. Результат – 70% штыковых атак красноармейцы начинали первыми. Вот истории семи бойцов, чье мастерство и отвага в ближнем бою стали легендой.
Василий Авраменко
Красноармеец 203-й стрелковой дивизии совершил подвиг при форсировании Днепра. В ночь на 28 сентября 1943 года он не только организовал переправу, но и в одиночку пробрался к немецкой траншее, забросал гранатами блиндаж, уничтожив десяток врагов, и взял троих пленных.
Через несколько дней он отбил танковую атаку гранатами и бутылками с зажигательной смесью, а затем первым поднял товарищей в штыковую атаку. Всего в тех боях от его руки пало 30 гитлеровцев. Звание Героя Советского Союза он получил в 1944 году, но из-за бюрократической ошибки заслуженные орден Ленина и «Золотую Звезду» держал в руках лишь в 1952-м.
Семен Агафонов
Морпеха Семена Агафонова, бойца легендарного разведотряда Виктора Леонова, называют лучшим мастером рукопашного боя. На его счету – полсотни рейдов в тыл врага, где он бесшумно нейтрализовал десятки противников.
Его звездный час наступил 12 октября 1944 года на мысе Крестовом. Он первым ворвался в немецкую оборону, захватил артиллерийскую батарею и два пулемета, из которых открыл огонь по врагу. Сутки спустя, прикрывая отход своих, он возглавил штыковую атаку на превосходящие силы и лично уничтожил 20 нацистов, позволив группе прорваться к катерам.
Андрей Пшеничных
За ту же операцию на памятном мысе Крестовом звания Героя Советского Союза удостоился старший краснофлотец Андрей Пшеничных. По воспоминаниям командира разведотряда Виктора Леонова, он быстрее других расчистил себе дорогу в рядах неприятеля и уничтожил в рукопашном бою более десятка фашистов, захватив вместе с Семеном Агафоновым две немецкие артиллерийские батареи, из которых они открыли огонь по другим орудиям врага.
«Калина красная»: в чём уголовники обвиняли режиссёра фильма Василия Шукшина
Андрей Пшеничных (как, кстати, и Семен Агафонов) после разгрома Третьего рейха участвовал в Советско-японской войне 1945 года, где также отличился в ходе десантной операции в северокорейском портовом городе Сэйсине, собственноручно уничтожив нескольких японских самураев.
Василий Ватаман
Еще один славный воин Великой Отечественной войны, солдат инженерно-штурмового батальона Василий Ватаман прославился тем, что в марте 1945 года под польским городом Нейсе положил в рукопашной схватке десяток немецких бойцов весьма необычным способом. Когда во время атаки подоспевший немецкий офицер сумел воспользоваться моментом и выбить из рук красноармейца Ватамана карабин, тот не растерялся и схватил валявшийся неподалеку пустой фаустпатрон – одноразовый противотанковый гранатомет. Метровый металлический корпус фаустпатрона весом в несколько килограммов в руках красноармейца превратился в смертоносную булаву, которой он, один за другим, разносил головы кидавшихся на него гитлеровцев. Знаменитый снимок Василия Ватамана с фаустпатроном наперевес сохранился до наших дней. За проявленное мужество и находчивость в бою отчаянный советский солдат был награжден Орденом Отечественной войны II степени.
Николай Королев
Первая перчатка Советского Союза, легендарный боксер Николай Королев к моменту начала Великой Отечественной был уже абсолютным чемпионом СССР и золотым медалистом Всемирной рабочей Олимпиады в Антверпене. С началом войны известный спортсмен поступил в партизанский спецотряд «Победители» под командованием Героя Советского Союза Дмитрия Медведева. За время боев, во время которых отрядом была совершена сотня успешных операций, Королеву довелось дважды спасти своему командиру жизнь, вынеся его на себе раненым с поля боя.
Последний хан Хорезма: почему он работал ночным сторожем в Кривом Роге
В один из таких случаев Николай Королев прошел с раненым Медведевым на плечах несколько километров, как вдруг на противоположном берегу реки увидел немецкий дзот. Поняв, что остаться незамеченным не удастся, он спрятал командира в кустах, а сам, бросив оружие, пошел сдаваться гитлеровцам в плен. Решив взять партизана живым, нацисты окружили его и отвели внутрь дзота – это с их стороны была роковая ошибка. Всего несколько минут потребовалось легендарному спортсмену, чтобы отправить пятерых солдат и одного офицера в глубокий нокаут, а затем подорвать их вместе с дзотом с помощью гранаты. За свою военную доблесть Николай Королев был награжден Орденом Боевого Красного Знамени.
Владимир Папидзе
Отчаянным пехотинцем, проявлявшим во время рукопашного боя подлинное мужество, был боец 1371-го стрелкового полка 414-й стрелковой дивизии Приморской армии Владимир Папидзе. В 1943 году рядовой Папидзе сумел разминировать подходы к горе Гирлянной под Таманью и первым во время штурма ворвался в окопы врага. А в мае 1944 года при штурме укреплений на подступах к Севастополю храбрый красноармеец уничтожил противотанковыми гранатами два вражеских дзота, облегчив своим боевым товарищам прорыв обороны гитлеровцев. За этот подвиг в марте 1945-го Владимир Папидзе был удостоен звания Героя Советского Союза.
Иван Яцуненко
Самой грандиозной рукопашной битвой Великой Отечественной войны многие историки называют штурм Сапун-горы под Севастополем, состоявшийся 7 мая 1944 года. Под сплошным артиллерийским огнем в кровавой мясорубке погибли сотни доблестных советских бойцов, освобождавших город. За тот страшный бой звания Героя Советского союза много лет спустя удостоился знаменосец Иван Яцуненко, долгое время ошибочно числившийся среди погибших. Он одним из первых прорвался к вершине содрогавшейся от ударов и взрывов горы и принял Красный флаг из рук умирающего парторга. Буквально чудом успев водрузить штурмовое Знамя на взятой высоте, Иван Яцуненко всего несколько мгновений спустя получил тяжелое ранение и лишился чувств. Многие однополчане, видевшие эту сцену, решили, что он мертв, и имя славного бойца было высечено на памятном обелиске, установленном на вершине Сапун-горы после освобождения Севастополя. Однако отважный красноармеец выжил и попал в госпиталь, после чего поправился и продолжил воевать до Победы. Высшая военная награда нашла своего героя уже в послевоенное время, в 1954 году.

