В годы Холодной войны советские атомные субмарины находились под постоянным наблюдением противолодочных сил НАТО. Вполне обычный для русских подводников «манёвр уклонения от слежки» западные коллеги окрестили Crazy Ivan (в переводе «сумасшедший Иван», «бешеный Иван» или «Иван-Дурак»). Под таким названием манёвр и фигурирует в натовских учебниках по военно-морской тактике.
Техника выполнения
Если командир русской подлодки подозревал, что прямо за ним следует вражеская субмарина, он приказывал резко развернуться, чтобы проверить сонарами так называемую «мёртвую зону» за кормой. Таких изменений курса могло быть несколько в течение непродолжительного времени. Необходимость в выполнении манёвра была связана с тем, что собственные винты АПЛ создают мощные звуковые колебания, мешающие гидролокатору различать посторонний шум позади борта.
Яркое описание «сумасшедшего Ивана» даётся в романе Тома Клэнси «Охота за «Красным Октябрём». По сюжету, американцы выслеживают подлодку «Красный Октябрь», командир которой перестал подчиняться штабу ВМФ и направился к берегам Америки. Слежка ведётся с борта субмарины «Даллас», но уже вскоре после того, как американцы обнаруживают русскую подлодку, та выполняет «сумасшедшего Ивана».
«В тысяче ярдов перед «Далласом» контакт, за которым следовала американская подлодка, только что начал резкий поворот направо. Русские проделывали это каждые два часа после того, как американцы снова обнаружили их, хотя не с такими регулярными промежутками, чтобы «Даллас» мог следовать сколько-нибудь определенному графику», - говорится в тексте.
Как только натовцы видели, что противник разворачивается, они до минимума снижали мощность реактора – только в тишине у них был шанс остаться «невидимыми» для акустических систем. Подводники даже прекращали разговаривать на борту, при этом нужно было ещё уклониться от соприкосновения бортами. Том Клэнси упоминал, что манёвр Crazy Ivan нередко становился причиной столкновений американских субмарин с русскими. Поэтому, опасаясь «подводного ДТП», американцы остерегались подходить слишком близко к советским подлодкам.
Известным случаем столкновения из-за «сумасшедшего Ивана» является инцидент в Охотском море в 1970 году с участием субмарины ВМФ США Tautog и советской АПЛ К-108. Русские на протяжении 8 часов пытались засечь противника, сочетая повороты на 180 градусов со сменами глубины и петлянием.
Согласно одной из версий, подлодка «Курск» в 2000 году могла погибнуть по аналогичной причине.
Происхождение названия
Не следует думать, что подводники других стран не делали внезапного разворота, если попадали под прицел вражеских торпед. Однако когда речь не идёт о русских, обычно используется словосочетание «качающийся маятник». Почему же русский манёвр получил отдельное название?
Лингвисты относят выражение Crazy Ivan к разряду военных жаргонизмов, использующих национальные стереотипы. В его основе распространённое русское имя Иван, эпитет сrazy же характеризует особую неожиданность данного манёвра. Возможно, что советские моряки действительно выполняли его более резко, чем остальные. Отметим, что «русское» в западных языках традиционно ассоциируется с риском и внезапностью («русская рулетка», «русские горки»).
Название манёвра подтолкнуло американских журналистов на мысль развернуть метафору «бешеного Ивана» до персонифицированного образа.
«Он - капитан русской подводной лодки, который спокойно плывёт вперёд, а затем внезапно совершает круговорот, поворачивая налево и направо, ныряя и поднимаясь, ускоряясь и замедляясь. Затем, так же внезапно, «безумный Иван» возвращается к прежнему курсу и проплывает ещё пару часов, прежде чем выполнить тот же самый манёвр», - описывала поведение противника в водах Атлантики газета «Нью-Йорк Таймс» в декабре 1979 года.
Добавим, что в настоящее время выполнение «сумасшедшего Ивана» не имеет смысла, так как у современных подводок есть буксируемые гидроакустические системы, и понятие «мёртвая зона» ушло в историю.