04/01/24

Бетонный танк: самая странная модификация Т-34

Дефицит 40-100-миллиметрового бронепроката для производства средних и тяжёлых танков в советской танкостроительной промышленности перед началом и в первые годы Великой Отечественной войны привёл к появлению различных «альтернативных» способов бронезащиты. В итоге самой странной модификацией Т-34 стал... «бетонный» танк.

Для тех, кто в танке

Усилением брони главного танка СССР занимались конструкторы Военной академии механизации и моторизации РККА. Группой руководил разработчик лёгких танков БТ-«Иосиф Сталин» и БТ-«Сталин-Ворошилов» Николай Цыганов.
Было предложено два варианта усиления бронезащиты «тридцатьчетвëрки».

Первый заключался в том, что стальные листы на танковом корпусе устанавливались с бетонной прокладкой. Такие бетонные блоки могли быть как съëмными, так и закреплёнными «на совесть». Второе предложение оказалось «сезонным» – с применением «льдобетона». В состав этого материала входил гравий, песок и деревянные опилки, которые заливали водой и замораживали.

Испытания показали, что с такой защитой в 80 мм толщиной Т-34 оказывались непробиваемыми для немецких пушек даже с 300-метрового расстояния.

Оригинально, но не актуально

Проектный Т-34Ж с 200-миллиметровой бронезащитой из бетона весил 29 тонн, то есть на тонну меньше «обычной» боевой машины. Ещё одним преимуществом стала стоимость. Подобная броня обходилась почти в 30 раз дешевле.

Т-34Ж хотели запустить в серийное производство в 1942 году, но к этому времени подобный вариант бронезащиты уже никем всерьёз не рассматривался. Массовое производство танков удалось наладить на эвакуированных на Урал и в Сибирь заводах. Не было уже и дефицита бронепроката. Кроме того, бетон в качестве брони рассматривался лишь в крайнем случае, так как ни в одном военном конфликте бетонная защита не проявляла себя идеально.

***

Главный идеолог «бетонного бронирования» Николай Цыганов до конца войны не дожил. Он погиб на фронте в августе 1944 года. Но его разработки легли в основу композитной брони с керамикой, которая активно используется в защите наземной и воздушной техники армий стран НАТО. На данный момент её состав и технологии производства засекречены.