Отцом Иосифа Сталина был выходец из крестьянской семьи и простой рабочий обувной фабрики Виссарион Иванович Джугашвили. Позже его стали называть «безумный Бесо». И вот почему.
Обувных дел мастер
Джугашвили-старший трудился не на простой обувной фабрике. Его непосредственным работодателем был Иосиф Барамов. Известно, предприниматель нанимал на работу только первоклассных специалистов. Открывая фабрику в Гори, Барамов собирал на неё лучших обувщиков. В их число попал и Виссарион, который тогда жил в Тифлисе.
Несмотря на то, что будущий отец Сталина никогда не учился в школе, он был грамотным, знал не только грузинский, но и русский, азербайджанский, армянский языки.
Не удивительно, что Виссарион (или, как его называли близкие, Бесо) считался завидным женихом: красивый, работящий, образованный, да ещё и при деньгах.
Долго на Барамова Бесо работать не стал. Проявилось ещё одно качество — предпринимательская хватка. При поддержке друга Якоба Эгнаташвили Виссарион вскоре открыл собственную мастерскую.
Жидкая валюта
В мае 1874 года Бесо обвенчался с Екатериной Геладзе, дочерью крепостных крестьян. Первые годы совместной жизни трудно назвать счастливыми. Первенец не прожил и нескольких месяцев, второй сын тоже умер в младенчестве. Виссарион же начал пить, в результате чего дела в мастерской стали идти всё хуже и хуже.
От пагубной привычки не спасло даже появление на свет Иосифа. Именно на детские годы Кобы и пришёлся «расцвет» алкоголизма. Мужчина совершенно забросил мастерскую, пьянки стали заканчиваться буйными драками. Виссарион часто поднимал руку и на жену, и на сына. За это сапожник получил прозвище «безумный Бесо».
По другой версии, к спиртному он пристрастился вовсе не из-за проблем в семье. Якобы в то время была распространена традиция расплачиваться с обувными мастерами вином. Бесо от такой оплаты не отказывался, вот постепенно и пристрастился к «жидкой валюте», получив кличку «безумный».