В 70-е годы в СССР появилась концепция «Биотронград», которая подразумевала строительство комплекса 55-этажных домов, где смогли бы с комфортом разместиться около пяти тысяч человек. Десять таких биотронов объединялись в райцентр, а десять райцентров – в областной центр. Части этой системы должны были связываться вакуумным поездом, способным развивать скорость до 900 км/ч. Советские урбанисты настолько увлеклись, что даже появились мысли «покрыть» такими городами весь мир. Но реализовать задуманное не удалось…
Вдоль дороги
С начала 20-х годов советские архитекторы практиковали «линейную» застройку – вдоль транспортной артерии. В условиях дефицита ресурсов такие города казались идеальными, так как удавалось снизить расходы на коммунальную инфраструктуру (электричество, вода, отопление) и транспортные перевозки.
Ширина застройки предполагалась такой, чтобы житель имел возможность выйти из города за 20 минут (не более 1,5 км). Через равные промежутки в линейном городе требовалось располагать магазины, учреждения культуры и производственные цеха. В итоге получался вытянутый на десятки (или даже сотни) километров мегаполис, пригород которого располагался в шаговой доступности.
Яркий пример – Сталинград, план застройки которого разработали архитектор Николай Милютин и его помощники, работавшие в Строительном комитете РСФСР: И. Леонидов, M. Гинзбург, А. Пастернак. Город состоял из двух параллельных полос – промышленной и жилой. Между ними тянулась зелёная защитная зона, на территории которой располагались предприятия общественного питания, проходные ворота заводов и другие учреждения. В итоге город растянулся узкой полосой вдоль Волги почти на 60 километров.
Тогда же разработчики линейных городов столкнулись с серьёзной проблемой. Для массового строительства таких населённых пунктов требовалось развитие скоростного транспорта – чтобы горожане могли тратить на дорогу в городах длиной по 100-200 км не более 45 минут от дома до работы. На тот момент решить проблему транспортной доступности оперативно не удалось, поэтому и была разработана новая, компактная, концепция застройки.
Всё в одном месте
Данный проект, названный «Биотронградом» доступно изложил в 1978 году в журнале «Техника – молодёжи» болгарский писатель-фантаст под псевдонимом Николай Христов.
«Предлагаемая нами модель города будущего – «Биотронград» – не утопия, так как она основана на современных научных достижениях биологии и техники. «Биотронград» представляет собой линейный город, составленный из биотронов, связанных в единую коммуникационную систему», – писал автор в 12 номере популярного журнала.
Биотрон – это 55-этажный дом, в котором производится всё необходимое для повседневных нужд его жителей. Жилая часть здания должна была располагаться в трёх благоприятных в климатическом отношении сторонах здания, начиная с пятого этажа и выше. На первых пяти этажах – общественная кухня, школы, физкультурные залы, кинотеатр, клиника, лаборатории, ателье, кабинеты, клубы, помещения для игр и развлечений.
Центральная часть здания представляла собой четырёхгранную призму, которая проходила по всей высоте сооружения и немного возвышалась над окружающей её жилой частью. В ней планировалось разместить плантации, фермы, производственные цеха, очистительные сооружения.
Подразумевалось и дистанционное управление такими биотронами. Автоматизированные системы с помощью программ ЭВМ и техники дальней связи требовалось объединить в одну сеть.
Остановка по требованию
«Биотроны располагаются по пяти в ряд, на протяжении трёх километров. Каждые два ряда связаны районным центром, в котором находятся административные службы, коммуникационные узлы, театры, библиотека, выставочные залы. Районный центр обслуживает 50-тысячное население всех десяти биотронов. Каждый десятый районный центр – областной. В нём есть высшие учебные заведения, научные институты, администрация», – добавлял Христов.
Жители внутри биотронов могли перемещаться с помощью лифтов, конвейеров, эскалаторов или электрокаров. Связь биотронов с районным центром должна была осуществляться транспортными кабинами, расположенными в галерее, проходящей неглубоко под землей.
Для больших расстояний был предусмотрен скоростной вакуумнотрубопроводный транспорт на магнитной подушке. В туннеле на глубине до 50 метров разработчики концепции думали разместить две параллельные стальные трубы, в которых поддерживался вакуум. По ним и курсировали бы вагоны, рассчитанные на 136 пассажиров, со скоростью 900 км/ч.
Но проект так и остался проектом. Для его реализации требовались существенные денежные вливания, а в мире в этот момент продолжала накаляться обстановка. Советские власти решили, что приоритетное направление – поддержание авторитета коммунистической идеологии на международной арене и дружественных режимов в разных странах. К строительству «Биотронградов» может быть и вернулись бы позже, но государство распалось...