Битва под Бродами: сколько погибло украинских эсэсовцев в единственном бою с Красной Армией

Украинские националисты битву под Бродами приводят в качестве некого примера героизма украинских солдат в борьбе против Советского Союза. Что не может не вызывать удивления историков.

Шестой сталинский удар

Львовско-Сандомирская наступательная операция, именуемая советскими историками шестым сталинским ударом, по своим масштабам выделяется даже на фоне грандиозных наступлений Красной Армии 1944 года.

Проводилась она силами одного лишь 1-го Украинского фронта, но под командованием маршала Ивана Конева было семь общевойсковых и три танковых армии. Всего 74 стрелковых и 6 кавалерийских дивизий, 7 танковых и 3 механизированных корпуса, 1 002 200 человек, 16 100 орудий и миномётов, 2 050 танков и САУ, 3 197 самолётов.

Столь значительные силы позволяли советскому командованию наносить два мощных удара на Львовском и Рава-Русском направлениях. Танков было много, но их планировали использовать в первую очередь для развития успеха в подвижных соединениях. Поэтому основной расчёт при прорыве обороны был на авиацию и артиллерию. Приданные фронту артиллерийский корпус и артиллерийские дивизии, позволили создать на участках прорыва плотность свыше 230 орудий и миномётов на километр фронта. Как сказал генерал Кирилл Москаленко: «Я сейчас вас не о противнике спрашиваю! При 200 орудиях на километр фронта о противнике не спрашивают и не докладывают. Вы доложите, куда, до какого рубежа дошли ваши части».

Группа армий «Северная Украина»

Советские войска сосредоточили огромные силы, но надо заметить, что и противостоящая им группа армий «Северная Украина» была усилена. Командование вермахта ожидало именно на этом направлении главного удара советских войск летом 1944-го года. Поэтому наиболее боеспособные соединения оказались на Украине, туда стянули всё, что возможно. После начала операции «Багратион», группе «Северная Украина» пришлось отдать часть лучших своих дивизий, включая такие, как дивизия СС «Викинг».

Тем не менее в двух немецких и венгерской армиях было 44 дивизии (из них 4 танковых немецких и 1 танковая венгерская) и 2 бригады. Из общего числа соединений 10 дивизий и обе бригады были венгерскими, которые по боевым возможностям существенно уступали немецким. Имелось до 1000 танков, штурмовых орудий и различных самоходных установок, сухопутные войска к началу операции поддерживали до 400 немецких самолётов. Немецкие войска были пополнены вооружением и личным составом, численность пехотных дивизий была доведена до 9-10 тыс. человек и еще более усилена за счет множества различных мелких подразделений.

Небольшое количество танков компенсировалось значительным количеством штурмовых орудий: отдельные роты имелись в составе дивизий, кроме того было восемь бригад и два отдельных батальона (один венгерский) штурмовых орудий.

Дивизия СС «Галичина»

Украинская дивизия «Галичина» была одним из первых формирований войск СС, которые создавались не из немцев или «расово близких» народов. Изначально в дивизию набирали только уроженцев западных областей, тех, кто до 1939 года не являлся гражданином СССР. В основном это были галичане, немногие были с Волыни.

В тот период в Германии катастрофически не хватало людей, войска пополняли иностранцами. Более 20% поляков, чехов и бывших советских граждан в личном составе дивизий было частым явлением. Использовать целую дивизию украинцев в качестве «пушечного мяса» было вполне объяснимо, хотя её боевая ценность оценивалась весьма низко. Все руководящие посты в «Галичине» занимали немцы, украинцев назначали на должности не выше командира батальона, да и то таких было лишь трое.

В отличие от других немецких дивизий, имевших не более 10 тыс. человек, «Галичина» была полностью укомплектована. Правда на фронт попала не вся, поэтому её численность составила чуть более 14 тысяч человек.

Самостоятельный участок обороны украинцам не доверили, они заняли позиции позади 13-го армейского корпуса.

Котёл под Бродами

Советское наступление началось 13 июля, в первые же дни немецкая оборона была прорвана на двух участках. Были введены в прорывы три танковых армии и две конно-механизированных группы. Контратаки немецких войск не смогли существенно замедлить советское наступление. Командование группы «Северная Украина» имело в резерве лишь четыре танковых дивизии (около 400 танков) и этого оказалось слишком мало. Причём одна из дивизий (8-я) была фактически разгромлена авиацией ещё на подходе.

13-й корпус вермахта занимал промежуточное положение: советские войска наступали севернее и южнее. Расположенная на второй линии обороны «Галиция» вступила в бой лишь 15 июля, когда советские войска проломили первую линию обороны. Как пишет в своих воспоминаниях Фридрих фон Меллентин, в тот период начальник штаба 48-го корпуса: «Галицийская дивизия СС, которая оборонялась в лесу, не смогла оказать сильного сопротивления, и русские добились глубокого вклинения на левом фланге XLVIII танкового корпуса».

16 июля советские подвижные соединения прорвались на глубину до 80 км и форсировали Западный Буг. Оказавшийся между советскими танковыми клиньями 13-й корпус попал в окружение.

В «котёл» угодили четыре дивизии (14-я СС, 349-я и 361-я пехотные, 454-я охранная) и корпусная группа «С». Последняя в начале операции имела численность около 5 тыс. человек и приравнивалась немцами к дивизии. Учитывая, все данные о составе войск и потерях, можно говорить, что к тому времени в окруженных войсках оставалось 35-38 тыс. человек.

Разгром

Советское командование без промедления приступило к уничтожению окруженной под Бродами группировки, использовав для этого значительные силы авиации и артиллерии. О каком-либо сопротивлении хоть немецких частей, хоть украинских эсэсовцев и говорить не приходится, их просто уничтожали. К 22 июля окруженная группировка была ликвидирована, в плен попало 17 тыс. человек, по советским данным погибло более 30 тысяч.

Из окружения удалось прорваться по разным данным от 5 000 до 7 000 человек.

О боевых действиях дивизии «Галичина» сообщения крайне противоречивые. Некоторые немецкие источники пишут, что в обороне украинцы воевали упорно, почти не уступая в этом частям вермахта. Однако с 19 июля рядовые бойцы и целые подразделения из украинцев начали покидать позиции и выходить из боя, Украинские офицеры предлагали собирать небольшие боевые группы и самостоятельно (без немцев) прорываться из окружения. Командовавший дивизией бригадефюрер СС Ф. Фрейтаг в тот день доложил, что теряет управление частями.

По немецким сводкам за вторую и третью декады июля, 13-й корпус (включая дивизию «Галичина») потерял 38 074 человека. По этим же данным 14-я дивизия СС потеряла 10 115 человек: 98 убитыми, 968 ранеными и 9 049 пропавшими без вести. Согласно данным Б. Наврузова, приведенным в книге «14-я гренадерская дивизия СС «Галиция», после битвы под Бродами уцелело 3 622 человека, убито, ранено, дезертировало и пропало без вести 10 558 человек, в том числе 10 477 украинцев и 81 немец. В плен попало около 900 человек. Цифры в разных источниках отличаются и часто противоречат. Но в целом можно сделать один вывод: в соответствии со всеми военными понятиями, дивизия была полностью разгромлена в своём первом и единственном бою.

В дальнейшем дивизию восстановили за счёт запасных частей, но это было уже совершенно новое соединение.