В 1960 году президент США Эйзенхауэр приказ провести военной операцию на Кубе. Цель – свергнуть режим Фиделя Кастро. Согласно операции, получившей название «Плутон», планировалось создать правительство, подконтрольное Соединенным Штатам. Дату высадки на «острове свободы» назначили уже на 17 апреля 1961 года. Основные боевые действия проходили в Заливе свиней. Исход противостояния решили советские десантники, пришедшие на помощь кубинцам.
Эмигранты против революционеров
«В момент вторжения у нас были подготовлены и вооружены сотни тысяч человек, тысячи и тысячи артиллеристов. У них не было большого опыта, но был боевой дух, и они умели с ним обращаться», – сказано в мемуарах Фиделя Кастро. США со своей стороны использовали 1,5 тысячи наемников и эмигрантов, многие из которых являлись выходцами из зажиточных кубинских семей, во время революции потерявших свои капиталы. Подразделение получило название «Бригада 25-06».
Для захвата побережья американцы направили пять вооруженных судов и два пехотно-десантных корабля, а также семь танкодесантных катеров. Впоследствии окажется, что делать ставку на наемников было неправильно: к примеру, из документов Национального архива Кубы можно узнать, что у перешедших на сторону США кубинцев была реальная возможность убить Кастро (несколько человек находились в десяти метрах от него), однако воспользоваться ею они не решились.
Самые трудные бои шли близ селения Плайя-Хирон. Кубинские ВВС перехватили группу вражеских бомбардировщиков – те направлялись к позициям Кастро. Цели они не достигли: половину В-26 сбили, остальные – серьезно повредили. В это время на суше разворачивались не менее драматичные события. В полночь 17 апреля наемники начали наступление на трех направлениях: Плайя-Ларга, Сан-Блас и Плайя-Хирон. Главной задачей был захват аэродрома и принятие на нем американских самолетов. Тем не менее в середине дня кубинцы смогли остановить продвижение врага, потопили четыре транспортных судна с боеприпасами и тяжелым вооружением.
«Русские идут!»
Долгое время считалось, что советские войска напрямую не принимали участия в боях на Кубе. Историки полагали, что помощь союзникам со стороны СССР заключалась в поставках оружия и объяснениях, как этим оружием пользоваться. Однако рассекреченные в 2001 году документы кубинской разведки позволили выяснить, что сами советские инструкторы тоже присутствовали в Заливе свиней и боролись против наемников.
В статье военного историка В. Уколова «Опыт применения военной вертолетной авиации СССР» указано, что русские вели стрельбу по противнику с бортового пулемета. В состав вертолетного полка входило тридцать три вертолета Ми-4, разделенных на две эскадрильи. Подобная поддержка сыграла решающую роль в исходе противостояния. К утру 19 апреля 1961 года кубинские войска перешли в наступление и вынудили «Бригаду 25-06 сдаться».
Несмотря на успех кампании, среди советских морпехов были потери: служащий Анатолий Дмитриев оставил рукопись, в которой утверждал, что погибло около сотни человек. Среди кубинцев потери составили 176 человек.
После событий, произошедших в Заливе свиней, влияние СССР на Кубе лишь увеличилось. Хотя советские, а затем и российские власти официально скрывали участие советских морпехов в операции, в 2013 году в Госдуму внесли поправку к закону о ветеранах, где предлагалось установить особый статус «ветерана боевых действий на Плайя-Хирон».
В своих воспоминаниях Фидель Кастро объяснял, что «битва в Плайя-Хирон не позволила повернуть историю Кубы к прежним временам и спасла революцию». Вероятнее всего, победа была бы невозможна без участия союзников из Страны Советов.