20/09/25

Бобыли на Руси: чем они занимались

Сегодня «жить бобылем» означает вести холостяцкую жизнь без особых хлопот. Но несколько веков назад у этого слова был совершенно иной, куда более суровый смысл. Бобыль — это не просто одинокий мужчина, а целое сословие со своим уставом, обязанностями и печальной репутацией. Давайте разберемся, кого на Руси называли этим словом и как их жизнь отличалась от привычной нам идиллии холостяцкой вольницы.

Происхождение слова

Этимология слова «бобыль» запутана и ведет в разные уголки Европы. Наиболее распространенная версия гласит, что это адаптированная версия шведского boabyle — так называли наемного работника или батрака. Но у термина есть и другие возможные корни: в латышском и румынском языках похожие слова означают «лентяй» или «батрак». Как бы то ни было, на русскую почву это понятие легло, обретя свой уникальный смысл.

Социальный статус бобыля

С середины XV века бобыли стали официальной социальной категорией в Русском государстве. Так называли одиноких, безземельных крестьян, которых также именовали «нетяглыми» — за то, что они были освобождены от главного земельного налога, тягла.

Но эта «вольница» была обманчивой. Чтобы выжить, бобыль был вынужден подписывать особый документ — «бобыльскую оброчную запись». Фактически это был договор, лишавший человека многих прав и закреплявший его за хозяином, которому он был обязан отрабатывать за скудное содержание: еду и простую одежду. Это был добровольный шаг в полурабскую зависимость.

Чем жили и как выживали

Бобыли обитали и в деревнях, и в городах, выполняя самую разную работу: нанимались в батраки, занимались мелким ремеслом или торговлей. Многие селились при монастырях, обрабатывая церковные земли. За право пользоваться чужим наделом они платили особый налог — «бобыльщину».

Киевская Русь: почему государства с таким названием никогда не существовало

Первое летописное упоминание о них датируется 1500 годом. Основное население относилось к бобылям с презрением, считая их тунеядцами и гуляками. Главная причина — та самая налоговая «скидка», которая позволяла им до 1679 года отрабатывать лишь половину повинностей, положенных обычным крестьянам.

Конец эпохи бобылей

Власти постепенно ужесточали политику. В конце XVII века бобылей и бобылок (так называли бедных вдов), у которых был свой двор, приравняли по размеру тягла к обычным крестьянам. Эта мера оказалась эффективной: к 1718 году сословие бобылей окончательно влилось в крестьянскую общину, исчезнув как отдельный социальный феномен.

Образ тоски и безысходности в искусстве

Трагичная фигура бобыля не могла не найти отклика у творческой интеллигенции. Классический образ создал художник Василий Перов на своей картине «Гитарист-бобыль». На полотне — убогий человек в поношенной одежде, пытающийся заглушить тоску игрой на гитаре. Рядом — неизменная бутыль, красноречивый символ его безысходности.

Не менее пронзителен и литературный образ. Сергей Есенин в рассказе «Бобыль и Дружок» словом рисует такую же жалкую и одинокую фигуру, вызывающую у читателя одновременно и жалость, и сочувствие.

Так что в следующий раз, употребляя слово «бобыль», помните — за ним стоит не образ беззаботного холостяка, а тяжелая доля человека, выбравшего полуголодное, но вольное существование на самой обочине общества.