31/05/18

Боевая фармакология: какие военные лекарства делали из солдата биоробота

Они двое суток не хотят есть и спать, не чувствуют усталости и ранений, выдерживают сверхнагрузки и при этом продолжают выполнять приказы командования, агрессивны и полны готовности уничтожать врага. О солдатах с такими способностями, которые больше похожи по описанию на металлических убийц из фильмов про Терминатора, мечтает любой генерал.

Во все времена воины пытались разными способами получить сверхспособности: кто-то пил отвары особых растений, вроде полыни и женьшеня, кто-то ел галлюциногенные грибы, а кто-то выполнял медитативные практики. Эффект проявлялся раз от раза и был не однороден, но раз за разом воины пытались стать сильнее, выше, быстрее.

Прогресс не стоит на месте и в начале XX века за улучшение качеств бойца взялись лучшие ученые умы. Так на свет появились первые боевые стимуляторы массового производства. Первое масштабное использование боевой химии произошло во время Гражданской войны в США. Республиканцы и конфедераты повально использовали морфий* - болеутоляющее вещество, добываемое из некоторых сортов мака, чтобы облегчить боль от ранений и более того, чтобы избавиться от страха перед боем. Очень способствовало это изобретение в 1853 году французским хирургом Шарлем-Габриэлем Правасом иглы для инъекций. Позднее из Америки это вещество перекочевало на поля сражений Первой мировой войны, где его использовали солдаты всех сторон конфликта.

Впрочем, уже вскоре стали очевидны и негативные качества морфия - он вызывал сильное привыкание и даже после окончания боевых действий солдаты всеми силами пытались раздобыть себе дозу. Проблема наркомании тогда не была изучена, поэтому привыкание к морфину называли “солдатской болезнью” и считали частными случаями.

Очередной скачок развития боевой фармакологии начался вместе со Второй мировой войной. Пришедшему к власти Гитлеру с его теорией расового превосходства нужны были суперсолдаты и он ввел в войсках использование стимуляторов. Самым известным является первитин*. В его основе лежит амфетамин* - наркотический психостимулятор, который позволял бодрствовать по двое суток, выполняя при этом интенсивную физическую и умственную работу без потери качества.

Упаковка таблеток входила в стандартный медицинский набор солдата. С ней пехота могла совершать за день марши быстрым темпом на расстояние до 60 километров и после этого сходу вступать в бой. Для танкистов и летчиков эти стимуляторы добавлялись в шоколад и назывались “Панцершоколад” и “Флигершоколад” соответственно. Масштабы производства поражают: с 1939 по 1945 год было произведено в общей сложности более 200 миллионов таблеток первитина.

Более того, этот стимулятор находился в свободной продаже и для гражданских жителей Германии. По мнению руководства Третьего рейха, это должно было придать энергии простым немецким труженикам, обеспечивающим нужды вермахта. Многие солдаты, расходуя штатные запасы первитина, писали письма домой с просьбой прислать им заветных таблеток ещё.

К слову, самой партийной верхушке тоже не были чужды стимуляторы. Личный врач Гитлера Теодор Морель, по воспоминаниям современников, постоянно делал фюреру инъекции с разного рода стимуляторами. Гитлер постоянно интересовался, где доктор Морель “со своими снадобьями?”

Под конец войны партийные бонзы ещё надеялись победить, для чего продолжали экспериментировать с веществами. Так, в лабораториях Кильского университета было созданное средство для солдат с оптимальными пропорциями - одна капсула содержала 5 мг кокаина*, 5 мг морфинового болеутоляющего эвкодала, 3 мг первитина.

После Второй мировой войны союзники “поделили” ученых и часть из фармакологов подключилась к аналогичным разработкам в Советском Союзе. Массового распространения препараты на основе амфетамина во время войны среди красноармейцев не получили, в т.ч. из-за плохо налаженного массового синтеза. Но вот с 1946 года этот процесс был освоен и на основе психостимулятора был разработан препарат “Фенамин”. Как и зарубежные аналоги, он положительно влиял на выносливость, скорость реакции и агрессивность бойца, но также обладал и уже известными негативными качествами - вызывал привыкание, а при длительном употреблении истощал ресурсы организма.

Кстати, американцы во время своих военных конфликтов применяли подобные стимуляторы. Во время операции “Буря в пустыне” при вторжении американцев в Персидский залив, произошел скандал. Один из пилотов сказал, что их заставляют принимать амфетамин. Командование отвергло эту версию, сказав что летчики делают все на добровольной основе. Но публикация документа, подписываемого пилотов, разоблачила их ложь - там стоял пункт, что командование может отстранить пилота от полетов без объяснения причин, если тот откажется использовать стимуляторы и так и происходило.

Отечественные исследования не стоят на месте. В московском районе Сокольники существует центр экстремальной медицины, где проводят опыты по созданию супер-таблетки.

Уже сейчас ученые создали такие препараты, которые обладают всеми положительными качествами “Фенамина”, но избавлены от отрицательных. Кроме того, специально для элитных подразделений спецназа создали узконаправленные стимуляторы. Они в разы повышают ресурсы организма. Так, например, созданы специальные таблетки, которые позволяют при сохранении боеспособности переносить смертельные дозы радиации, находиться в ледяной воде до получаса или продолжать какое-то время выполнять свои задачи даже при смертельных ранениях. Обманываться не надо, после выполнения боевой задачи солдат почти со 100% вероятностью погибнет или станет калекой, но и лекарства эти используются только в критических ситуациях.

Хочется добавить, что многие из стимуляторов сейчас засекречены и их эффекты станут известны широкой общественности не скоро.

*вещества являются наркотическими и запрещены в свободному обороту на территории РФ.