Поговорка "Бог шельму метит" знакома, наверное, каждому русскому человеку. Она подразумевает, что у каждого обманщика, мошенника или просто недоброго человека есть какие-то внешние приметы, по которым его можно распознать. Но откуда взялись эти представления о связи внешности и характера?
Корни суеверия
Истоки этих представлений уходят в глубокую древность. Еще в языческие времена славяне верили в существование злых духов, которые могли вселяться в людей, придавая им уродливые черты - как внешне, так и внутренне. То есть такие негативные качества характера, как злость, зависть, подлость всегда ассоциировались и с физическими уродствами. Поэтому “меченные” люди считались опасными, способными навредить.
С принятием христианства эти поверья не исчезли полностью, а трансформировались. Так, например, образ дьявола, как существа с козлиными ногами и рогами, лишь усилил ассоциации между внешностью и внутренней сущностью человека.
Социальные функции
Вообще подобные стереотипы выполняли важные социальные функции. Они помогали людям упростить сложный мир, выделив "своих" и "чужих". Люди с необычной внешностью часто оказывались на "отшибе” общества, их боялись и избегали. Это позволяло поддерживать социальный порядок и укреплять сплоченность внутри общины.
Что говорила внешность
Какие же внешние признаки делали человека "шельмой", то есть “меченным”, опасным? Чаще всего это были любые физические дефекты: горб, косоглазие, родимые пятна, необычный цвет волос или глаз. На Руси, например, говорили: “Рыжий да красный - человек опасный”, величая таким образом рыжих и рябых. Была и еще одна аналогичная поговорка: “С черным баню не топи, с рыжим дружбы не води”.
Карточные “каталы”
Необычные черты лица - крупный нос, кривые зубы, шрамы - также считались “меткой”. К слову, последние нередко появлялись вовсе не от рождения. Так, “шельмами” на Руси часто называли карточных шулеров. А свои отметины они получали за жульничество, если кто-то из соперников уличал их в мухлеже.
Кстати, преступников на Руси подвергали такому наказанию, как “шельмование”. То есть выжигание клейма или шрамирование, указывающее на “род занятий” человека. Например, “В” - вор, “У” - убийца, “КАТ” - беглый каторжник и т.д. Так что “метил шельму” не только Бог, но и палач.