Борис Ярушевич не состоялся как математик, но зато стал первым председателем воссозданного Отдела внешних церковных сношений Священного Синода. Довелось ему также быть личным духовником Иосифа Сталина, что подразумевало среди прочего и большое количество недоброжелателей.
На вершину церковного Олимпа
Будущий митрополит Николай появился на свет 31 декабря 1891 года в семье потомственного священника и дочери причётника. В 1909 году Ярушевич с золотой медалью окончил Введенскую гимназию и поступил на физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета. Только спустя год он понял, что математиком быть не хочет и перевёлся в Санкт-Петербургскую Духовную Академию, которую окончил в 1914 году.
Во время Первой мировой войны Борис был священником лейб-гвардии Финляндского полка, но лишь год. По состоянию здоровья командование приняло решение отправить его домой. Дальнейшая карьера Ярушевича по церковным меркам развивалась стремительно: настоятель Петропавловского собора в Петергофе, настоятель Александро-Невской лавры и, наконец, в 1922 году – епископ Петергофский, викарий Петроградской епархии.
В 1935 году Ярушевича возвели в сан архиепископа и доверили управлять Новгородской и Псковской епархиями. На этом посту он находился до конца 1940 года.
А в 1941 году последовало новое назначение. Борису Дорофеевичу довелось быть митрополитом Киевским и Галицким, Крутицким и Коломенским, в 1946 году он возглавил воссозданный Отдел внешних церковных сношений Московского патриархата.
С большевиками на «ты»
Понятно, что главные ступени карьерной лестницы Ярушевичу пришлось преодолевать в момент становления советской власти и её укрепления. С учётом отношения в тот период к религии, без тесного взаимодействия с истеблишментом продвинуться даже по церковной службе явно не удалось бы. Карьерист поддержал большевиков, выпустив книгу «Правда о религии в России», в которой отрицал факты гонений на церковь со стороны новых «хозяев» страны.
В этот период наметилось сближение митрополита Николая и Иосифа Сталина. Вождь народов под влиянием тесной дружбы со священнослужителем даже принял решение об избрании Патриарха и восстановлении церковных учебных заведений в стране.
Лишний человек
То, что Бориса Дорофеевича считали личным духовником Сталина, не помешало Никите Хрущёву оказывать на него давление после смерти своего преемника. При поддержке КГБ и других церковных деятелей к концу 50-х годов Ярушевич лишился практически всех своих постов.
В начале ноября 1961 года духовника госпитализировали с приступом стенокардии в Боткинскую больницу. Близкие люди отмечали, что он уже шёл на поправку, но всё «исправила» медсестра, которая сделала владыке по ошибке (а может и специально) укол с неизвестным препаратом. Состояние пациента резко ухудшилось и 13 декабря он скончался.