25/08/24

Боязнь красивых женщин: что не так с мужчинами с венустрафобией

Женская красота во все времена побуждала мужчин на свершения и подвиги, вдохновляла художников и поэтов. Однако, как выяснили психологи, многих представителей сильной половины человечества в присутствии красивых женщин охватывает страх. Научное название этого состояния – венустрафобия или калигинефобия.

«Обжигающая» красота

Представления человечества о женской красоте неоднократно менялись на протяжении истории. Особенно изменчивы «стандарты» фигуры – от пышнотелых «венер» эпохи палеолита к «модельным» параметрам 90-60-90 и более свободному отношению к лишнему весу в XXI веке. Кроме того, у некоторых наций и субкультур есть телесные практики, которые другим кажутся уродующими – это и вытягивание шеи кольцами (народ подаунг), обильный пирсинг у т. н. «неформалов», и многое другое.

Тем не менее есть вполне определённые признаки красоты, связанные с пропорциями черт лица. Как пишут Вирен Суэми и Адриан Фернхем в книге «Психология красоты и привлекательности», у женщин оцениваются как наиболее привлекательные некоторые инфантильные черты внешности – большие глаза, небольшой нос, маленький подбородок. Причина, по которой мужчины отдают предпочтение такому типу лиц, объясняется, по мнению психологов, инстинктом заботы. Но есть и привлекательные черты, которые не связаны с «детскостью» — например, высокие скулы. Исследования эволюционных психологов показывают, что так называемая «женственность» лица – это «сигнал» подходящего репродуктивного состояния.

Между тем психотерапевтам хорошо известно, что красивые женщины вызывают не только влечение, но и страх. Сексолог Эдвард Морри называет шокирующую цифру – 70% мужчин боятся красивых женщин и не готовы вступать в отношения с ними. У некоторых это состояние доходит до навязчивого страха – настоящей фобии.

Подобное явление давно известно авторам художественной литературы. Например, одна из героинь пьесы советского драматурга Алексея Арбузова «Годы странствий» язвит по этому поводу: «Говорят, что я была очень красива. А умные мужчины боятся красивых женщин и женятся на дурнушках. Так что на нашу долю остаются только дураки».

Культурный код

Возникновение венустрафобии часто объясняют социальными стереотипами, которые приписывают красивым женщинам разнообразные пороки. Согласно словарю Даля, например, «красавой» или «красавкой» на Руси называли женщин дурного поведения.

Привлекательных женщин упрекают в стервозности, спесивости характера, избалованности. Особое место в этом ряду занимает корыстолюбие. Образ меркантильной красотки широко растиражирован массовой культурой, а его «эталоном» может служить песня Мэрилин Монро «Бриллианты – лучшие друзья девушек».

Другие психологи считают, что всё дело в мужской неуверенности в себе, а женщина тут вовсе ни при чём. Раздавленный своими комплексами неполноценности, мужчина боится быть отвергнутым с самого начала. Тем более, если он видит, что у женщины нет отбоя от поклонников.

В описанном явлении находят и метафизические корни. Например, Фёдор Достоевский называл красоту «не только страшной, но и таинственной вещью». А Фридрих Ницше писал, что «нет прекрасной поверхности без ужасной глубины». В мистическом ключе высказывался и писатель Михаил Пришвин: «Заметьте, везде, во всём, что красиво, непременно есть ангелы, огненными мечами закрывающие попытку непосвящённого войти в двери рая. И красивая женщина… Робеет всякий, увидев красивую женщину, потому что боится ангела с пылающим мечом, приставленного охранять тайны рая».

«Дорогое удовольствие»

Согласно ряду авторов, избегание мужчинами красавиц в некотором смысле продиктовано здравым смыслом. Как утверждает популяризатор этологии Анатолий Протопопов, красивая женщина является «добычей», конкуренцию за которую неизбежно выигрывают наиболее «высокоранговые самцы». Иначе описывает ситуацию психолог Владимир Басун, развивающий концепцию «сексуально-брачного рынка», которая восходит к идеям американского экономиста Гэри Беккера. С этой точки зрения обладание женской красотой является существенным «капиталом», поэтому красавицы хотят от партнёра чего-то эквивалентного – либо его соответствия стандартам мужской красоты (физической формы), либо высокого социального положения и материального достатка, которыми он может поделиться с избранницей.

Таким образом, страх оказывается подсознательным средством избегания разочарования в случае несоответствия взаимных притязаний партнёров. Ради экономии времени и денег мужчины с ограниченными ресурсами часто предпочитают общаться и строить отношения с женщинами средней внешности, с которыми им проще «сойтись в цене». Аналогичным образом, например, люди с выраженной боязнью отвержения (аффилиацией) чувствуют себя скованными в присутствии лиц с высоким социальным статусом, а потому предпочитают общаться с людьми «своего круга».

Многие опасения в отношении красавиц бывают небеспочвенны. Привычка к преклонению окружающих иногда «воспитывает» в красивых женщинах эгоизм, самоуверенность и импульсивность. Пагубность такого сочетания личностных черт люди заметили ещё в древности – например, библейский царь Соломон в одной из притч уподобил «красивую и безрассудную» женщину «золотому кольцу в носу у свиньи».

И всё-таки нельзя забывать, что страх – не лучший советчик при выстраивании любых отношений с людьми. А потому мужчинам, страдающим выраженной венустрафобией, возможно, стоит обратиться к методам психотерапии.