02/03/18

«Бранденбург 800»: чем прославились диверсанты Третьего рейха

В 1940 году по директиве Абвера создается первая диверсионная дивизия - «Бранденбург 800». В её составе служили только выходцы тех регионов, где планировалось вести диверсионную деятельность.  Дерзкие операции в тылу врага  обеспечивали немецким регулярным войскам  серьезное преимущество.

История создания

Отцом немецкого диверсионного подразделения считается  подполковник фон Хиппель. Во время Первой мировой войны он воевал в Африке против англичан в составе немецкого корпуса. Сложные природные условия и численное превосходство британских войск заставляли немцев пользоваться тактикой «партизанской войны». Непредсказуемые и быстрые удары мобильных сил оказались очень эффективными.

После прихода  нацистов к власти фон Хиппель, учитывая свой боевой опыт,  пытается продвинуть концепцию диверсионных отрядов. Его доклады, однако, никак не воспринимались военным командованием. Единственным заинтересованным лицом стал адмирал Канарис – глава немецкой разведки. Он и поставил задачу по созданию  специального диверсионного подразделения. Первые отряды  появились уже к концу тридцатых годов.  К  1940 году формируется особый полк «Бранденбург», для конспирации  он был обозначен в качестве учебного. В 1944 году полк был переформирован в дивизию.

Особый отбор

Предполагаемая работа в тылу требовала особых кадров. В боевой отряд, как правило, отбирались фольксдойче – этнические немцы, жившие за территорией Германии, например в Румынии или Польше. Кроме того в  подразделения включались лица прочих национальностей, которые  одобряли политику Рейха. Подобная политика обеспечивала подразделения ценными кадрами, которые, зная противника, могли свободно действовать на вражеской территории. Нравы в подразделении также  отличались особым укладом: взаимоотношения между военнослужащими носили дружеский характер, воинские приветствия заменили обычным рукопожатием, строевой подготовкой занимались только при посещении части вышестоящим начальством. И это было не послабление в службе, а необходимость. «Военщина» могла поставить успех диверсанта под угрозу, ведь ему необходимо слиться с толпой, а не козырять военной выправкой. Для «полного погружения», помимо  боевых навыков,  диверсанты изучали обычаи и законодательство стран-противников.

Боевое применение

Главная задача диверсантов «Бранденбурга» -  просочиться на территорию противника и, используя фактор внезапности, помочь основным силам немецкой армии.  Диверсанты вели свою деятельность во многих странах, например в Бельгии, когда  бойцы отрядов, переодетые в форму французских солдат смогли провести глубокую разведку и подготовить плацдарм для захвата важного укрепления -  форта Эбен-Эмаэль.

Солдат, турист, беженец – диверсант группы «Бранденбург» мог быть кем угодно.  Например  во время нападения на СССР диверсанты, замаскированные под раненых советских бойцов, подъехали к мосту через западную Двину.  Пограничники  спокойно пропустили все машины диверсантов,  но  оказались совершенно неподготовленными к нападению. Через несколько минут боя  мост был полностью захвачен.

Самой громкой диверсией дивизии «Бранденбург» остается захват Майкопа в 1942 году. 62 диверсанта, переодетые в форму бойцов НКВД, на армейских грузовиках прибыли в город.  Руководитель группы диверсантов представился советскому  командованию офицером НКВД и потребовал доложить о состоянии обороны города. Затем, уничтожив телефонный узел, диверсанты лишили советские подразделения связи. Вместе с тем распространялась информация о том, что немецкие войска находятся в тылу у защитников города, хотя в действительности передовые части были в двадцати километрах от Майкопа. Диверсанты внесли панику в ряды защитников города, и бойцы Красной Армии стали спешно покидать свои позиции. В результате город был вскоре взят фашистами практически без боя.

После войны

Практически все бойцы «Бранденбурга», избежавшие смерти в бою или тюремного заключения, предпочли мирной жизни службу во всевозможных специальных подразделениях. Опыт диверсантов обеспечил им хорошие условия в подразделениях спецназа по всему миру, включая британский SAS и американское ЦРУ.  Многие из немецких диверсантов осели в странах Африки, взяв на себя роль профессиональных наемников.