01/01/19

Бригада «Асано»: как русские диверсанты воевали за японцев против СССР

Бойцы сформированного за три года до начала Великой Отечественной войны подразделения армии Маньчжоу-го «Асано» использовались японцами для разведывательной и диверсионной работы.
Есть версия, что в истории этой бригады, набранной из русских эмигрантов, роковую роль сыграл агент советской разведки, внедренный в «Асано» еще до Второй мировой.

Что они собой представляли

Идея объединения разрозненных военизированных эмигрантских отрядов, состоявших из бывших русских военнослужащих, в Квантунской армии обсуждалась давно, но единая воинская часть из них образовалась только в 1938 году. Предварительно солдаты и офицеры проходили специальное обучение. Подразделение получило свое название по имени командира Асано Макото. Японцу помогал эмигрант Гурген Наголян. Изначально «Асано» позиционировалось как воинское формирование, ориентированное на разведывательно-диверсионную работу.
Вначале в отряде были 4 части – стрелковая, саперная, артиллерийская и телеграфная. В 1939 году «Асано» становится кавалерийским формированием. Служили в подразделении поначалу добровольно, но потом русских эмигрантов призывного возраста (до 36 лет) японцы начали мобилизовать в отряд. Бойцы и офицеры «Асано» носили форму японской армии.

Первые бои с Красной Армией

Бойцы «Асано» в составе японских подразделений принимали участие в боях у озера Хасан (1938 год), где японцам противостояли части Красной Армии. Кроме того, у взвода отряда «Асано» был опыт сражений с советскими войсками на реке Халхин-Гол (1939 год). Именно там, по версии некоторых историков, бойцы эмигрантского формирования, как и солдаты японской армии, понесли большие потери из-за подрывной деятельности советских разведчиков, главным из которых называют Гургена Наголяна - второго человека в «Асано».

Подрывники и диверсанты

Судя по доступной на сегодняшний день информации, непосредственного участия в боях с Красной Армией в период Великой Отечественной войны подразделение «Асано» поначалу не принимало. Однако с первых же месяцев нападения Гитлера на СССР бойцов эмигрантского формирования начали активно готовить для заброски на советскую территорию. Для этих целей отобрали самых способных военнослужащих. Их переодели в гражданку и, разбив на несколько групп, отправили в район села Кумаэр. На станции Ханьдаохэцзы тем временем формировалась вторая спецгруппа отряда «Асано» «Асайоко» в составе порядка ста человек.
С этими группами проводились занятия по обучению подрывной и разведывательной технике, будущие диверсанты проходили идеологическую антикоммунистическую обработку.
Японцы вынашивали планы нападения на СССР до начала Курской битвы. Итоги этого грандиозного сражения заставили их повременить с активными наступательными действиями против Красной Армии. Тем не менее Маньчжурская императорская армия продолжала использовать разведчиков и диверсантов «Асано» для заброски в советский тыл. Кроме того, эмигрантское боевое формирование в будущем намеревались задействовать в ликвидации возможных восстаний в маньчжурских подразделениях, в войне против партизан.

Разложение и капитуляция

К концу осени 1943 года в отряде «Асано» всех японских офицеров заменили на русских. А уже через месяц бригада «Асано» была переформирована (по официальной версии, для расширения русских эмигрантских подразделений в составе Маньчжурской императорской армии) в Русские воинские отряды (РВО) и как самостоятельная воинская единица прекратила свое существование.
Возможно, подрывная деятельность советской разведки, проводимая среди военнослужащих-эмигрантов, все же сыграла свою положительную роль. Когда в августе 1945 года подразделения Русских воинских отрядов принимали участие в боях с частями Красной Армии, боеспособность РВО оказалась крайне невысокой: большинство солдат и офицеров этих формирований дезертировали, а оставшиеся с оружием в руках перешли на сторону противника.
Асано Макото, по рассказам очевидцев, не выдержав такого позора, сделал себе харакири. Гурген Наголян был репрессирован и судим по печально известной 58-й статье, получил 15 лет лагерей. Он дожил до 74 лет и умер в 1974 году в Челябинске. В 1990 году реабилитирован.