Наша страна всегда была негостеприимна к иностранным завоевателям. Их встречали осенняя или весенняя распутицы, сильный мороз. «Масла в огонь» подливала русская смекалка, ведь именно Россия – родина многих необычных видов оружия. Один из них – бронированные сани.
В бой на санях
Первые аэросани появились в 1912 году – тогда же и было начато их серийное производство. В Первую мировую войну они отлично зарекомендовали себя на полях сражений в зимний период. Правда, использовались такие сани для разведки, а не для ведения боя. Их отличала быстрота передвижения, отсутствие шума и высокая манёвренность.
Первыми серийными аэросанями в СССР стала модификация НКЛ-26. Последующие модели стали бронированными и были оснащены пушками и пулемëтами. Их массовое применение началось в период Советско-финской войны.
Сначала в войска поступили гражданские модели аэросаней АНТ-IV конструкции А.Н. Туполева и НКЛ-16 конструкции Н.М. Андреева. На них в авральном порядке монтировали пулемёты ШКАС.
Первый блин комом
Но наличие лёгкого вооружения не могло защитить экипаж аэросаней от вражеских пуль и снарядов. Стало очевидно – нужна новая модель, защищённая бронёй. В стране незамедлительно началась разработка патрульных бронесаней. Их изготовление поручили Судостроительному заводу №5 НКВД СССР.
Первый комплект представили уже 25 января 1941 года. Длина бронесаней достигала семи метров, а сам механизм больше походил на катер, установленный на две широкие лыжи. В движение они приводились с помощью авиационного двигателя М-103А, мощностью 850 лошадиных сил. Вооружение бронесаней было следующим: 23-мм автоматическая авиационная пушка и 7,62-мм пулемёт. По стоимости такая конструкция оказалась сопоставима с производством лёгкого танка Т-50.
В ходе испытаний выяснилось, что сани слишком тяжёлые, а из-за этого и неповоротливые в условиях пересечённой местности.
В результате весной 1941 года было принято решение о разработке новых бронесаней на воздушной подушке, которые можно будет использовать не только зимой, но и летом на реках и озёрах.