21/06/20
Фото: Энтони Крайдер

«Бугалу»: почему эту организацию называют самой страшной в США

Для Соединённых Штатов первая половина 2020-го выдалась очень неспокойной. В начале года тысячи вооружённых американцев вышли на митинги за право носить оружие, затем в США разбушевался коронавирус, а сотни граждан устроили акции против введённых на фоне пандемии ограничений. Наконец, в мае по стране прокатились протесты против жестокости и расизма полиции, часто переходившие в беспорядки, столкновения с полицией и даже грабежи. Казалось, у этих событий мало общего, если бы не участие в них бравых парней в военной форме и гавайских рубашках – сторонников движения «Бугалу».

Опасный танец

«Бугалу» — название популярного более полувека назад в США танца. Но в наименовании движения термин скорее отсылает к вышедшему в 1980-х годах фильму «Брейк-данс 2: Электрическое Бугалу». Картина провалилась в прокате, и с тех пор понятие стало мемом, означающий неудачный сиквел или, если взглянуть шире, уничижительную пародию.

Впервые слово «бугалу» в контексте движения стало использоваться в 2019 году. Тогда исследователи экстремизма обратили внимание, что термин стали употреблять ополченцы, сторонники идеи свободного владения оружием и приверженцы концепции превосходства белой расы.

«Бугалу», предположительно, выросло из форума об оружии на сайте 4chan, который используют для общения, помимо прочих, экстремисты из разных стран. Активно сторонники движения объединялись и на других социальных площадках – в Twitter и Facebook. По данным аналитиков из Исследовательского института заражения сети (Network Contagion Research Institute), его упоминание в соцсетях увеличилось на 50 процентов в последние месяцы 2019 года и в начале 2020 года. Специалисты связывают всплеск популярности с вирусным инцидентом в ноябре. 2019 года, когда военный ветеран опубликовал пост с упоминанием о «Бугалу» в Instagram во время противостояния с полицией. Проект Tech Transparency Project, в свою очередь, выяснил, что 60 процентов групп «Бугалу» в Facebook появились после протестов по поводу «коронавирсуных» мер.

Особый резонанс движение получило после того, как 12 марта 2020 года полиция во время рейда застрелила Дункана Лемпа — лидера одной из групп «Бугалу» в Facebook. Ордер на обыск его дома правоохранители получили после доноса о том, что активист нарушал ограничение на владение огнестрельным оружием. При этом семья Лемпа оспаривала, что в отношении него вводились какие-либо запреты, и утверждала, что он спал, когда был убит. Загадочность произошедшего натолкнула некоторых крайне правых активистов на мысль, что Дункан Лемп был убит за его антиправительственные убеждения и положение в «Бугалу».

Время для безрассудства

Сторонники движения, которых часто называют «бугалу бойз», «бугалу буа» и даже «буджахедами», не имеют чётко выраженной идеологии. Среди них встречаются правые и крайне правые, либертарианцы и анархисты. У «Бугалу» нет даже структуры и руководства. Единственное, что объединяет его членов, это убеждение в неизбежности, а для некоторых — даже необходимости, новой гражданской войны в США. Исходя из этого, «бугалу бойз» считают своей главной задачей ускорить её наступление. А из стремления свергнуть власть путём вооружённого мятежа вытекает ещё один догмат движения – священное право граждан на владение оружием.

Сторонники «Бугалу», которых отличает своеобразный стиль одежды – смешение военной формы и гавайских узоров, в 2020 году появлялись на событиях и протестах в США. Их, естественно, почти не интересовали мотивы инициаторов акций, главной задачей было усилить напряжённость. По некоторым данным, после смерти афроамериканца Джорджа Флойда от членов сообщества исходили призывы грабить полицейские участки и поджигать правительственные здания. Часть «бугалу бойз» пытались позиционировать себя в качестве защитников протестующих и магазинов. В то же время есть немало свидетельств, что именно люди в военной форме и гавайских рубашках в устраивали погромы и начинали мародёрствовать.

Иногда приверженцы движения слишком откровенно нарушали общепринятые границы. Так, троим членам «Бугалу» 30 мая в Неваде было предъявлено официальное обвинение в терроризме: они, как утверждают власти, пытались разжечь беспорядки во время демонстраций. Их арестовали, когда обнаружили, что они наполняли канистры бензином и готовили коктейли Молотова. При этом злоумышленники также признались, что с апреля планировали осуществить подрыв электрической подстанции.

Ещё двое мужчин, также намеревавшихся устроить беспорядки во время протестов за права афроамериканцев, 5 июня были задержаны в Южной Калифорнии. Когда их арестовывали, оба были в гавайских рубашках, а при себе они имели два пистолета и два ружья.

Одним же из самых громких стало дело сержанта ВВС Стивена Карильо, который был обвинён в убийстве двух полицейских в конце мая и в начале июня. Перед арестом Карильо написал собственной кровью на машине: «Boog» и «Я стал безрассудным» — это слово и эту фразу часто употребляют «бугалу бойз».

Сейчас или никогда?

Последователи «Бугалу», возможно, нашли самый подходящий момент для осуществления своего злого умысла. США сегодня переживают тройной кризис, а общество плохо осведомлено об опасности движения, как в случае, например, с «Антифа», и поэтому пока не видит в нём угрозы, и даже в чём-то поддерживает.

«Провокационное появление сторонников «бугалу» происходит в то время, когда Америка уже находится на грани растущего экономического и социального конфликта. Фактически, именно эти переломы движение «Бугалу» считает катализатором потенциальной гражданской войны. И всё же, участвуя в акциях протеста и предпринимая экстремистские действия, как те, в которых обвиняют в этом Стивена Карильо, они фактически добавляют масла в и без того горючую ситуацию, — подчёркивает обозреватель Forbes Сет Коэн. — В некотором смысле, выходя из тени, они создают ситуацию, в которой их вера в потенциально открытый американский конфликт может стать реальностью».

Журналист отмечает, что «в то время, когда одна точка воспламенения может вызвать массовые гражданские волнения, целое движение людей, стремящихся зажечь их, представляет явную и существующую угрозу безопасности и благополучию нации». По этому, по его мнению, властям и онлайн-медиаплатформам нужно «срочно объединиться не только с движением «Бугалу», но и с другими экстремистскими группами, которые стремятся захватить это бурное время в американской истории».

Первые шаги в этом направлении уже предприняты. Президент США Дональд Трамп 31 мая заявил, что правительство признает «Антифа» террористической организацией. Правда непонятно, как это будет осуществлено на практике: как и «Бугалу», «Антифа» — скорее объединение людей самых разных политических взглядов, чем единая структура. Оно состоит из независимых групп радикальных единомышленников и имеет сетевой характер, что осложняет возможность принятия против него системных мер.

Кроме того, 1 мая 2020 года Facebook, пытаясь запретить «Бугалу» и подобные термины «при использовании изображений или заявлений, изображающих вооруженное насилие», изменил свою информационную политику. В соцсети заявили, что теперь группы, связанные с движением, найти будет труднее, так как они больше не будут появляться в рекомендациях, а ключевое слово было понижено в поисковом рейтинге. 17 июня, пишет CNN, Facebook начал блокировать тематические сообщества – в их число попали группы, в которых состоял Карильо. Также Facebook начал анализировать и другие страницы «Бугалу».

Вопрос только, хватит ли этих мер, чтобы остановить насилие?